О имаме Абуль Хасане аль Ашари (р.а). — Мечеть МадинаМечеть Мадина

На сегодняшнем вагазе мы постараемся рассказать о великом имаме Ахли Сунны валь джамаата, о имаме Абуль Хасане аль Ашари (р.а). Имам Абуль Хасан  аль-Аш’ари  (р.а) родился в Басре в 260-м году по хиджре, ушел из жизни в 324 год в Багдаде. Отец имама Ашари (р.а) был учёным, придерживающимся пути Ахлю-с-Сунна. Его предки являются потомками великого сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари (р.а). Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха (с.а.в), кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внёс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в), и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.  В начале имам Ашари (р.а) был мугтазилитом. Но потом покаялся в своих ошибках, и встал на защиту вероубеждений суннитов. Причина покаяния от ложных вероубеждений мугтазилитов стал следующий вопрос, который имам задал своему учителю Абу Али аль Джуббаи: «Что ты скажешь о троих, один из которых умер в младенчестве, второй умер неверным после того, как стал взрослым, а третий – вырос, был хорошим верующим и умер? Что будет с ним в день Суда?» Джубаи ответил: «Умерший в младенчестве попадёт в Рай, тот, кто был после совершеннолетия неверным, попадёт в Ад, и тот, кто был хорошим верующим, получит высокие степени в Раю». «А если ребенок спросит Творца: «О Всевышний, разве не было бы более целесообразным оставить меня в живых до совершеннолетия, чтобы и я совершил благие деяния и получил высокие степени в Раю?» – спросил имам Аш`ари. Джубаи ответил: «Всевышний скажет, что Он знал, если бы тот вырос, то стал бы плохим человеком, и потому было более целесообразно умереть ему маленьким». Тогда имам Ашари снова спросил: «А если взрослый, ставший неверным, спросит Всевышнего: «О мой Господь, Ты же знал, что я совершу, почему же Ты не умертвил и меня в младенчестве?» Джубаи не нашёл, что ответить. Тогда имам Аш`ари воскликнул: «Ты не можешь взвесить решения Аллаха весами му’тазилитов!». Имам Ибн Асакир в «Табийин аль-казб аль-муфтари…» пишет, что, когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих », – Пророк (с.а.в) указал на Абу Мусу аль-Ашари (р.а)  – предка Абуль-Хасана Ашари (р.а)  – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aшари (р.а), так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Читайте также:  Выплата закята - Мечеть МадинаМечеть Мадина

Имам аль-Аш’ари (р.а) написал более трёхсот книг, вот некоторые из них:

1. «аль- ‘Амду фи ар-руяти», 2. «аль-Фусуль фи ар-радд  ала ль мулхидин», 3. «аль-Мужиз», 5. «Халкуль-’амаль», 6. «аль-Истита’ат», 7. «аль-Ибана». 7. «ас-Сифат», 8. «ар-Руят», 9. «аль-Асма ва аль-Ахкам», 10. «ар-радд ала ль-Муджассима», 11. «аль-Идах», 12. «аш-Шарх ва ат-Тафсиль», 13. «аль-Мукаддима», 14. «ан-накду ала аль-Джубаи», 15. «ан-накду ала аль-Балхи», 16. «Макалят аль-Мулхидин»,

17. «ар-Радд ала ар-Раванди»,

И кроме них еще огромное количество книг. Некоторые книги имама Абуль Хасана аль Ашари (р.а) были подвергнуты искажению, среди которых оказалась книга Ибана. Заблудшие люди делают ифтира на великого имама, и говорят что он перед смертью совершил покаяние от своих вероубеждений. И это написал в своей книге. Эта книга переведена заблудшими людьми  на русский язык.  И таким образом некоторые молодые парни, которые недавно начали практиковать Ислам, следую за ними говорят об ошибках имама Ашари (р.а).

Знайте же уважаемый джамаат, что все эти плохие слова об величайшем имаме Абуль Хасане аль Ашари (р.а) являются ложью и клеветой. И даже если в книгах где то подобное написано это дописали враги Ислама, и те кто хочет нас сбить с прямого пути. Не то что книги ученых, Книги Всевышнего Аллаха, Священные писания Тору, Псалтырь изменили, люди свои слова добавили. Заблудшие секты о многих ученых говорят что они покаялись перед смертью, и приняли именно их позицию в вопросах вероубеждения. Подобные слова приходится слышать и о имаме Абу Хамид аль Газали и о других ученых Ахли сунны валь джамаата. Мы предостерегаем вас от этой клеветы. И от подобных заблуждений. Просим вас быть внимательными. Особенно те братья и сестры которые только начинают практиковать Ислам. Поэтому в вопросах религии просим вас советоваться с настоящими знающими хазратами. Ва биЛляһи тауфик валь һидаят.

اَسْتَعِيذُ بِاللهِ: اِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ (سورة الفاتحة 5)

قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: خُذُوا الْعِلْمَ مِنْ أَفْوَاهِ الرِّجَالِ (امام طبرني)

На сегодняшнем вагазе мы постараемся рассказать о величайшем имаме Абу Мансур Мухаммад Матуриди (р.а), который вложил огромные усилия для сохранения акиды Ахли Сунны валь джамаата. Полное имя благословенного имама — Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди. Родился он в селении Матурид близ Самарканда, примерно в 238 году по мусульманскому календарю, перешел в ахират в 333 году. Современники Имама его называли разными красивыми именами: «Знамя истины», «Имам прямого пути». Ученые его называли «Имамуль Мутакаллимийн», «имам ученых науки Калям». Цепочка учителей имама Матуриди доходит до Посланника Аллаха (с.а.в). У имама Матуриди было много хазратов, среди которых: Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад аль-Жузани (р.а), Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази (р.а), Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Жузани (р.а), Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи (р.а), и Абу Наср Ахмад ибн Аббас Ийази (р.а), последние три его хазрата получали знания у Абу Сулейман Муса Жузаний (р.а), а он обучался  у имама Мухаммада Шайбани (р.а) и у Абу Юсуфа (р.а), они были учениками имама Агзама Абу Ханифы (р.а). т.е цепочка учителей имам Матуриди доходит до имама Абу Ханифы (р.а), и проходит через него доходя до Посланника Аллаха (с.а.в). Именно про это наш Пророк (с.а.в) сказал в благословенном хадисе: «О, люди! Получайте знания из уст в уста по цепочке. Кому Аллаh хочет добра, тому дарует возможность приобрести знание из уст достоверных лиц». (имам Табарани) Цепь — является символом получения Религиозных Знания от достоверных учителей из уст в уста. В Исламской истории первый век хиджры отличался расцветом и всесторонним развитием  религиозных наук. В то же время в период со второго века хиджры на арабский язык стала переводиться разные книги, в том числе философская, содержащая различные взгляды. Ведь в составе халифата оказались народы, интеллектуальная верхушка которых хотя внешне и приняла ислам, но сохраняла в своих душах старые доисламские религиозные представления и образы, что и создавало почву для противоречий в вопросах акиды. Такая ситуация и привела к появлению открытых споров и конфликтов, в Исламе складываются течения и группы сектантского характера: Мутазилиты, Кадириты, Джабриты, Джахмиты, Каррамиты, Батыниты и др. Дошло до того, что аббасидские халифы Ма’мун, Му’тасим и aль-Уасик в некоторых вопросах встали на позиции защиты му’тазилитов, отойдя таким образом от истинной акиды. В эти тяжёлые и тёмные для мусульманской праведности времена появились на свет два великих имама Абу Мансур Мухаммад аль-Матуриди (р.а), и Абуль Хасан аль-Ашари (р.а). Они стали великими мыслителями, основателями  богословской школы Ахли Сунны валь джамаата, которая укрепила мазхабы, защитила от нападок суннитское вероучение. Имам Матуриди показал несостоятельность извращенного понимания веры, которому следовали заблудшие течения.  Научное наследие имама Матуриди как никогда актуально в наше время, т.к. сформулированное им понимание акыды и есть пречистый Ислам в своей основе. Это и есть суть суннитской веры.  Имам Абу Мансур Матуриди (р.а) написал очень много книг по акиде, по тафсиру и по усуль фикху. Его известные книги: 1. Китабут Тавхид. 2. ар-Радд аля-ль Карамита. 3. Китаб уль Жадаль. 4. Баяну вахмиль Мутазиля. 5. Тавилят-уль Куран (Тавиляту ахли Сунна). 6. Шарху Фикхиль Акбар. 7. Ма’хаз-уш Шараи. 8. Радду китаб-иль Имама ли Бадир Равафида. 9. Китабуль Макалят филь Калям. 10. Радду Усул иль хамса ли Аби Мухаммад Аль Бахили. 11. Рисаля филь Иман. 12. Рисаля фима ля йажузуль вакфу аляйхи филь Куран. 13. Китаб-уль Усуль. Удивительно, что эти два имама, имам Матуриди и Ашари  были современниками. Имам Абу Мансур аль-Матуриди умер в 333-м году по хиджре. И несмотря на то, что они не встречались друг с другом и даже не знали о существовании друг друга, их убеждения были одинаковы. Когда ученики и ученики учеников этих двух имамов встретились и сравнили их позиции по вопросам вероубеждения, они пришли к выводу, что это один мазхаб. Имама Абу Мансура аль-Матуриди относят к имаму Абу Ханифе, потому что основу своего мазхаба он строит на книгах Абу Ханифы, которые дошли до него. И в правовых вопросах придерживался ханафитского мазхаба. Точно так же имам аль-Ашари строил свой мазхаб на усуле и книгах имама аш-Шафии, и в вопросах практики поклонения придерживался Шафиитского мазхаба. Итак, имам аль-Матуриди – ханафит, а имам аль-Ашари – шафиит. С самого начала и ашариты, и матуридиты – это одна группа, один мазхаб. Это  – великие алимы Ахлю-с-Сунна валь — джама’а».

Читайте также:  madina, автор на Мечеть МадинаМечеть Мадина

Хвала Аллаху мы мусульмане Повольжья  более тысячи лет исповедуем Ханафитский мазхаб в вопросах поклонения, и придерживаемся доводов Имама Матуриди (р.а) в вопросах вероубеждения.  В Судный День спроса не будет за кем вы следовали за имамом Матуриди или за имамом Ашари (р.а), поэтому оба этих великих имама на истине, и между ними нет разногласий в основе, имеются некие расхождения во второстепенных вопросах. Каждый день в намазах читаем суру аль Фатиха, и просим Аллаха показать нам истину, делаем дуа: «О Всевышний Аллах веди нас прямым путём». Аллаху Тааля показывает и наставляет на истинный путь тех, кто этого сам желает.  Пусть Всевышний Аллах поможет нам разобраться в этом вопросе, и следовать за истинными имамами Ахли Сунны валь Джамаата.

Пророк Мухаммад Мустафа (салля Аллаһу аляйһи ва саллям) ↑ Абдуллах бин Масуд (р.а) ↑ Алькама ибн Кайс (р.а) ↑ Ибрахим бин Язид Нахавий (р.а) ↑ Хаммад бин Абу Сулейман (р.а) ↑ Нугман бин Сабит Абу Ханифа (р.а) ↑ Мухаммад бин Хасан Шайбаний (р.а) ↑ Абу Сулейман Муса Жузаний (р.а) ↑ Абу  Наср Ахмад Иязи (р.а) Наср Ибн Яхья Балхи (р. а) Абу Бакр Ахмад Багдади (р.а) ↑ Имам Абу Мансур Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд  Матуриди (р.а) Источники: تاريخ المذاهب الاسلامية في السياسة و العقيدة و تاريخ المذاهب الفقهية  178 صحيفة

الفرق الاسلامية  ( كامل ولي الله  المدرسة محمدية)  40 صحيفة

Ссылка на основную публикацию