Семейные отношения в исламе и их важность

Считается, что семья – ячейка общества. Любое общество стремится оставить достойное молодое поколение, а хорошее воспитание человек, как известно, может получить только в крепкой, любящей семье.

Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний Создатель предписал строить семейные отношения на основе любви и взаимного согласия. Мусульманский брак – договор между супругами, согласно которому они обязуются проявлять по отношению друг к другу любовь, доверие, понимание, содействие.

Мусульманская семья – что может быть надежнее?

Такая семья становится для человека источником спокойствия, радости и наслаждения жизнью. «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Коран, сура 30, аят 21).

Только в такой семье, где правят любовь, равноправие и взаимное уважение, может сформироваться высоконравственная личность, к которой призывает Ислам. Поэтому мусульманская семья и есть та ячейка, тот строительный материал, с помощью которого создается успешное общество.

Ислам разрешает мужчине заключать повторные браки, но Коран оговаривает жесткие условия: можно иметь не более четырех жен, к каждой из которых мусульманин должен относиться одинаково, никого не обделяя любовью и вниманием. Кроме того, жениться несколько раз может позволить себе только тот человек, который твердо стоит на ногах и сможет обеспечить жен и детей всем необходимым.

Главная радость для мусульманина – праведная жена, которая заботится о муже и детях, хранит семейный очаг. В ее обществе муж находит утешение и покой, ей он всецело доверяет, делится с ней своими бедами и несчастьями.

Как уже было сказано, семейные отношения в Исламе строятся на взаимной любви. А заставить любить невозможно. Поэтому мусульмане вправе сами выбрать спутника жизни – никто не может принудить человека связать себя брачными узами с тем, кто ему несимпатичен. Но в то же время важно прислушиваться к советам родителей, которые обладают большим жизненным опытом.

Для мусульман главными качествами будущего супруга являются нрав человека, а также его отношение к религиозным обязанностям. Если выбор сделан осмысленно, с учетом этих качеств, семья будет счастливой и крепкой.

Дети являются украшением, а со временем и главной опорой в любой семье. Родители дарят им всю свою любовь и возлагают на них большие надежды. Станут ли они надежными помощниками и опорой в старости, зависит от воспитания. Отношение к детям в Исламе очень ответственное.

Мусульманские дети должны воспитываться в атмосфере нравственности и богобоязненности. Долг супругов – создать для них такую обстановку, обучить основам религии, привить любовь к Всевышнему Создателю и всячески уберегать от греха.

Дети в свою очередь должны почитать родителей. Отношение к родителям в Исламе описано в Священной Книге следующим образом:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Особое место религия любви и мира отводит матери. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Рай находится под ногами ваших матерей». Мать дарит жизнь, озаряет теплом, дает первые знания и первые уроки нравственности. Поэтому Ислам призывает верующих проявлять доброту, милосердие и почтение по отношению к матери.

Как видите, в основе семейных отношений в Исламе лежат вера в Единого Бога, покорность ему во всем, взаимная любовь, уважение родителей и воспитание достойных благонравных детей.

Читайте также:  Что такое садака в исламе?

Что значит «семья»?

«Не желайте тех преимуществ, которых Аллах (Бог, Господь) вам не дал, но предоставил другим (которыми Он наделил других). [Женщины, к примеру, сотворены женственными, а мужчины — мужественными. Женщинам Творец дал одни отличительные качества и характеристики, а мужчинам — иные.

Такова природа, и неразумно ее изменять. Да и не завидуйте другому в том, чего нет у вас!] Мужчинам — удел из того, что совершено ими, и женщинам — удел из совершенного ими [то есть и мужчины и женщины абсолютно равны пред Богом в воздаянии за дела и поступки].

Просите [о мужчины и женщины, о люди] у Аллаха (Бога, Господа) милости [чтобы Он даровал вам больше того, что заслужено вами; больше ожидаемого]. Воистину, всезнание Аллаха ничем не ограничено.

[Ему, Господу миров, известно все до мельчайших подробностей, особенно то, что касается наилучших Его творений — людей, как женщин, так и мужчин.]» (Св. Коран, 4:32).

Как должны строиться взаимоотношения в семье, то есть основы семьи

В Священном Коране сказано:

«Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св.

Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим].

И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[1]. Имам аш-Шавкяни[2] заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья.

К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи.

Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути»[3]. Безусловно, этот упрек касается и женщин.

Посланник Господа миров призывал: «Я назидаю вас быть хорошими [воспитанными; уважительно и снисходительно относиться] к женщинам [особенно к женам! Станьте же таковыми]»[4]. С другой стороны, мы знаем немало хадисов, где подчеркивается важность покорности жены своему мужу.

Например: «Если пред кем-либо, помимо Бога, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — пред своим мужем»[5].

В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать, почитать своего супруга, который, в свою очередь, должным образом заботится о ней и опекает ее.

Что значит «быть мужем» и что значит «быть женой»

В Священном Коране сказано:

«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. Св. Коран, 2:187).

Иными словами, муж и жена являются друг для друга своеобразной «одеждой»: они украшают и оберегают друг друга, создавая тихую гавань от внешних воздействий и бед. Они — две гармоничные половинки одного целого.

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Каждый из вас управленец[6].

И каждый ответит за свое управление: имам[7] управляет [теми, кто за ним], и будет спрошен; муж — глава семьи, и ответственен [за нее пред Богом и обществом]; жена — управленец в доме мужа, за что и будет спрошена… Внемлите! Каждый из вас — управляющий [чем-то руководит, хотя бы своими словами и действиями], и будет спрошен [за управляемое им пред Богом в Судный День]»[8].

Читайте также:  Чем отличаются азан и икамат?

Отношение мужа к жене — нежное, мудрое и дипломатичное, с учетом ее слабостей[9]. Муж обязан в меру своих возможностей ответственно относиться к материальному достатку семьи.

Отношение жены к мужу — покорное, с пониманием того, что основные тяготы семейной жизни (материальный достаток, ответственность пред Богом, родными и обществом, морально-психологическая атмосфера, дух семьи и т. д.) лежат на плечах мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любая женщина, которая покинула этот мир и которой муж остался доволен [как женой своей], войдет [по милости Господа миров] в Рай»[10].

Любой жене полезно ознакомиться и со следующим достоверным высказыванием пророка Мухаммада: «Самой величественной по своей благодатности (баракяту) является та жена, которая не обременяет своего мужа в вопросах ее материального обеспечения»[11].

Визирь, являясь высшим сановником, но лишь внутри государства, может и должен только советовать, но не ставить ультиматумы правителю, несущему бремя внешней политики, направленной на процветание и благополучие собственной страны. Однако же наивысшее здравомыслие правителя, знающего о безграничной преданности и любви своего визиря, состоит в умении следовать разумной подсказке.

Муж должен быть примером. Влиять на него, исправлять в жесткой форме могут родные, местная община или общество. Жена же следит за домашним хозяйством и следует за мужем.

Кроме того, для нее более приоритетным является ведение домашнего хозяйства, нежели совершение чего-либо дополнительного из форм религиозной практики (нафиля молитвы-намазы или дополнительный пост)[12].

Важна солидарность жены с мнением мужа относительно тех людей, которые могут приходить к ним и гостить у них. Супруга советуется с мужем о приглашаемых в их дом родственниках или гостях и в полной мере прислушивается к его мнению[13].

Если жена периодически беспричинно проявляет непокорность, явное непослушание[14], то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено[15].

Когда все же появляются сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт из чего-то незначительного перерастает в то, что окончательно охлаждает отношения, ситуация может быть урегулирована с помощью постороннего человека: «Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то поверхностно-эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то отправьте судью [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи[16] [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они [эти два уважаемых человека] имеют [хоть малейшее] желание примирить [делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Аллах (Бог, Господь) непременно даст им [мужу и жене] Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, Он Всезнающ и обо всем осведомлен» (Св. Коран, 4:35).

Одним из основополагающих тезисов в вопросе прав и обязанностей супругов является кораническое повествование:

«Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. Св. Коран, 2:187).

Муж и жена являются опорой друг для друга, они дополняют друг друга.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

Читайте также:  Разбираемся, кто такой дервиш

[2] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[3] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186; аль-‘Аскаляни А.

Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314 и 316, хадис № 5186 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1012, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.

[5] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 360, хадис № 1161, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6851.

Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 458, хадис № 7482, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218, хадисы 2806, 2807.

[6] С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки — в Судный День ему держать ответ за них.

[7] Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга — качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

[9] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2112, «сахих».

[10] Хадис от Умм Салямы; св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1163, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи].

Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 206, хадис № 1161, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 202, хадис № 1854, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С.

218, хадис № 2804.

[11] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 76, хадис № 1187, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1864, хадис № 25632 (25119).

[12] См. об этом, например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 369.

[13] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 370.

[14] О покорности жены можно найти и в Библии: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22–23).

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 5. С. 114.

[16] Участники примирительного процесса не обязательно должны быть родственниками, это лишь желательно. Главное — добиться восстановления добрых семейных отношений, а также сохранить неразглашенными все внутрисемейные секреты. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 62.

Ссылка на основную публикацию