Сунниты и шииты: основные различия

Сунниты и шииты – подобно православию и католичеству, две крупнейшие конфессии в исламе. Больше тысячи лет обе ветви конфликтуют между собой, периодически втягивая в войны западные державы. Как ислам оказался разделен на два направления, и в чем суть многовековых разногласий?

Раскол мусульман произошел в середине VII века. Повод прост и тривиален – это борьба за власть. В 632 году скончался основатель религии и первый правитель Арабского Халифата пророк Мухаммед. Его сторонники, решая вопрос, кто займет трон после него, разделились на 2 партии.

Сунниты и шииты: в чём разница между двумя ветвями ислама?

 

Одни предлагали на должность нового халифа двоюродного брата и зятя Мухаммеда – Али ибн Абу Талиба. Али был в числе первых мусульман и первым ребенком, принявшим ислам. Его сторонники стали называть себя шиитами – с арабского «приверженцы».

Другие ратовали за Абу Бакра – тестя Мухаммеда, одного из самых верных его сторонников и в целом уважаемого всеми человека. Эти люди получили имя сунниты – «праведники». Таким образом, изначально шииты и сунниты были политическими партиями Арабского халифата.

Шииты утверждали, что наследовать власть может только кровный родственник пророка. Лишь такой человек, имеющий в крови божественную истину, способен правильно трактовать Коран. Сунниты парировали: Коран не нужно трактовать, там и так всё подробно разъяснено, а потому нести Учение может любой достойный человек.

Почему шииты и сунниты враждуют друг с другом?

По итогу, Абу Бакра в выборах победил. Его наследником стал Умар, после него – Усман, а затем власть наконец передалась Али. Однако с новым наследником были согласны не все. Наместник Сирии и Палестины Муавия I заявил, что его провинция теперь независима, а также решил побороться за трон.

В 656 году развернулась Гражданская война, которая окончательно оформила разделение мусульман на шиитов и суннитов. Спустя 6 лет победу в войне одержал Муавия, а потому подавляющее количество современных мусульман представлено именно суннитами.

Сегодня среди всех мусульман сунниты составляют 85-87% верующих, шииты – остальные 13-15%. Впрочем, существуют ещё десятки региональных течений, насчитывающих от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек.

Разделение исламских течений по странам. Ибадизм – отдельная небольшая ветвь ислама, отделяющая себя от других и насчитывающая до 3 млн человекРазделение исламских течений по странам. Ибадизм – отдельная небольшая ветвь ислама, отделяющая себя от других и насчитывающая до 3 млн человек

Центр шиизма – Иран. Сунниты составляют подавляющее большинство в Турции, Египте и странах Средней Азии. Российские мусульмане на 97% тоже сунниты.

Читайте также:  Сколько раз являлся ангел Джабраил?

Основные различия

Раскол по политическим причинам со временем привёл и к религиозным различиям. Шииты считают, что имам – духовный лидер мусульман, личность святая, а любые его действия и намерения непогрешимы. Сунниты полагают, что все люди в равной степени уязвимы к пороку.

В целом, шииты трактуют Коран более свободно, подстраивая его под современные реалии. Например, верующий может по необходимости скрывать свои религиозные взгляды, молиться реже 5 раз в день и жениться бесчисленное количество раз, регистрируя браки по расчету. Шииты более дружелюбны к иноверцам.

Сунниты трактуют Коран буквально. Скрывать свою веру мусульманин может лишь для самозащиты, все молитвы обязательны, жениться можно только раз и навсегда, а иноверцы – это заблудшие души, которые, впрочем, невиноваты в своем невежестве.

Несмотря на различия, представители обоих течений молятся в одних мечетях и придерживаются одинаковых основополагающих религиозных правил. Сами мусульмане считают, что все конфликты между ними политические и ведутся радикальными исламистскими элементами.

Чем сунниты отличаются от шиитов

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты — это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Читайте также:  Как читать дуа Истигфар?

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина. Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Читайте также:  Семейные отношения в исламе и их важность

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне. Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен.

Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии. В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».

Ссылка на основную публикацию