Пост – это воздержание от приема пищи, питья, курения, а также от половой близости в светлое время суток, то есть со времени рассвета (начиная от утренней зари, которая наступает примерно за 2 часа до восхода солнца) до полного захода солнца, сопровождаемое обязательным намерением (ният).
Мусульманский пост по-арабски именуется словами «сыям» и «савм», означающими воздержание, самоограничение. Пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность правоверным на втором году хиджры после переселения в Медину Пророка Мухаммада в десятый день месяца Ша‘бан. Соблюдение поста месяца Рамадана предписано каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину.
Правила соблюдения поста в месяц Рамадан
Существует два следующих предписания поста:
- Намерение (ният) в сердце для соблюдения поста ради Аллаха. Словами оно может быть выражено так:
Навайту ан асуума саума шахри Рамадаана миналь-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля.
Что в переводе означает:
«Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».
- Полное воздержание от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток — от начала времени утренней молитвы (фаджр) до заката солнца.
Условия соблюдения поста
- Человек должен быть совершеннолетним (по шариату).
- Человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным.
- Человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.
От соблюдения поста освобождаются следующие категории людей, но всем им нужно будет восполнить все пропущенные дни поста:
- Путники, находящиеся в длительном путешествии. Согласно исламскому праву путником считается человек, отдалившийся от места своего проживания на расстояние 90 км. или более и намерившийся оставаться на месте пребывания менее 15-ти дней. Если человек, находящийся в путешествии не затрудняется соблюдать пост, то при желании он может поститься. В Исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
- Больные, которые соблюдая пост, могут нанести вред своему здоровью и их состояние может ухудшиться.
- Женщины в период менструации и послеродового очищения.
- Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя. Замечание: Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные, должны вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Фидия-садака – это пожертвование, величина которого будет достаточна для прокормления одного бедняка два раза в день. Однако, если в будущем появятся силы и возможность соблюсти пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться за добровольную (нафиль) садака.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие искупления — кяффара
- Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
- Преднамеренная супружеская близость.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие возмещения(Када):
- Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши.
- Использование клизмы
- Преднамеренный вызов рвоты.
- Начало менструации или послеродового периода.
- Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).
Обстоятельства, не нарушающие пост:
- Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо. Но, вспомнив о посте, он должен прекратить совершаемое им действие и продолжить пост. В хадисе сказано:
«Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
- Совершение полного омовения, а также принятие душа. Недолгое пребывание в бане.
- Опробование пищи на вкус, не проглатывая ее.
- Полоскание рта и промывание носа.
- После полоскания рта, заглотнуть остаток влаги со слюной.
- Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
- Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
- Чистить зубы мисваком, щеткой.
- Сдача крови, кровопускание.
- Вдыхание благовоний.
- Непроизвольный выход спермы.
- Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота, самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости).
Сухур
Сухур – время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре – благодать!» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи).
Надо помнить, что прием пищи необходимо закончить до того, как начнет светать, до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не надо переедать, но в то же время следует поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста. Благословенности сухура:
1)является действием Сунны;
2)придает нам сил для ибaдата (поклонения);
3)увеличивает нашу искренность в молитве, так как, благодаря раннему подкреплению пищей, мы не так сильно испытываем голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;
4)помогает нам контролировать самих себя (свой темперамент), так как злость нередко вызывается сильным голодом;
5)это время, когда ду‘a особенно принимаются
6) встав на сухур, мы также получаем возможность выполнить нaмaз-тaхaджуд и заняться зикром.
Ифтар
Ифтар – разговение, ежевечерний прием пищи по окончании дневного поста. Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию.
С заходом солнца пост прекращается, и он завершается обращением к Всевышнему: Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту. Что означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее и будущие». Желательно не откладывать прием пищи на более позднее время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи (а не под утро, специально вставая до утренней молитвы)»