Уважаемый джамагат!
Все мы знаем, что мусульманское летоисчисление началось, когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил переселение из Священной Мекки в Лучезарную Медину, но кто знает с какого месяца года начинается новый год у мусульман. Так вот начиная с 16 года по хиджре, в период правления второго праведного халифа Умара ибн Аль – Хаттаба (да будет доволен им Аллах), месяц Мухаррам установлен началом нового года по лунному календарю. В этом году она приходит на второе октября.
Месяц Мухаррам относится к одному из четырех священных месяцев, о которых в Священном Коране говорится: «Воистину, Всевышний Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Своему писанию. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен[1]»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), относительно этого сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них, Зуль – Када, Зуль – Хиджа и Мухаррам, следуют друг за другом, а четвертый является Раджаб, месяц племени Мудара..[2]».
Назван месяц Мухаррам по причине запрета в нем всякого кровопролития. Ибо даже смысл слова «Мухаррам» означает запретный. Такой взгляд подтверждается и аятами Священного Корана:
«Они спрашивают тебя дозволено ли сражаться с многобожниками в запретный месяц» Отвечай:Сражаться в запретный месяц – великий грех[3]»; «О вы, которые уверовали! Соблюдайте предписания Аллаха, и не нарушайте запретный месяц[4]»
10 число месяца Мухаррам является днем Ашура. В книгах по истории говорится что в этот день случилось очень много значимых событий, которые очень сильно повлияли на ход событий истории человечества:
- Были созданы небеса и земля.
- Были сотворёны Адам (а.с) и Ева (р.а).
3.В раю было посажено благословенное, самое великолепное дерево Туба.
- Всевышний принял покаяние Адам (а.с).
- Идрис (а.с) был вознесён в небеса.
- Ковчег Нуха (а.с) после потопа причалил к горе Джудий.
- Юнус (а.с) вышел из чрева кита.
- Было принято покаяние Дауда (а.с).
- Сулейману (а.с) было даровано царство.
- Якуб (а.с) встретился со своим сыном Юсуфом (а.с) и ему вернулось зрение.
- В этот день родился Ибрахим (а.с) и был спасен от огня Намруда.
- Айуб (а.с) получил исцеление от своей болезни.
اَسْتَعِيذُ بِاللهِ: يَسْئَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ (سورة البقرة 217)
قَالَ رَسُولُ اللهِ صلعم: لَئِنْ بَقَيْتُ اِلَي قَابِلٍ لَاَصُومَنَّ التَّاسِعَ وَالْعَاشِرَ
Уважаемые братья и сестры! На этой хутбе мы расскажем о достоинствах месяца Мухаррам. Одним из неоспоримых достоинств является факт упоминания о нем в Священном Коране. К тому же досточтимый наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха[5];
Мухаррам также является самым величественным среди упомянутых священных месяцев. Так, Имам Хасан аль Басри (р.а) отмечал: «Поистине, Всевышний Аллах сделал началом года священный месяц, а также закончил его одним из священных месяцев. И нет более величественного месяца, после месяца Рамазан, чем месяц Мухаррам»; «Пост в месяц Мухаррам является наилучшим после поста в Рамазан[6]». В месяце Мухаррам есть день Ашура (10 день месяца). День, когда Всевышний Аллах спас Пророка Мусу (мир ему) и Бани Исраиль, потопив Фараона и его приспешников в море. В последствии иудеи, в знак благодарности Всевышнему за спасение стали поститься.Следует подчеркнуть, что пост в день Ашура вбирает в себя четыре определяющих момента:
- Из истории известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился Ашура еще до хиджры, то есть, еще до того, как Всевышний известил Его о достоинствах поста в этот день. Однако Он не приказывал сподвижникам поститься[7].
- После хиджры (переселения) из Священной Мекки в Лучезарную Медину, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, что иудеи постятся в день Ашура. И тогда Он молвил: «Мы более достойны Моисея (мир ему), чем вы (то есть иудеи)», — приказав мусульманам поститься в это день[8].
- После предписания Всевышним поста в месяц Рамазан Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Ашура – один из дней созданных Всевышним. Кто желает, тот может поститься Ему в этот день или же нет[9]». То есть, каждый был в праве выби—рать, поститься ему в этот день или же нет.
Достоинство поста в день Ашура.
Ибн Аббас (р.а) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) столь страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днем, нежели в этот день, день Ашура, и в этот месяц, подразумевая Рамазан ». Его сильное желание означало, что он намеревался поститься в этот день в надежде на получение награды за исполнение этого. В другом хадисе говориться что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За пост на Ашура я надеюсь, что Аллах примет это как искупление за год, который был прежде».
- На склоне лет Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) был в намерении поститься, наряду с днем Ашура, в девятый день Мухаррама. Суть заключалась в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постились лишь десятого Мухаррама.
Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно хадисам, в этот день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни . Пророк (с.а.с) сказал:
مَنْ وَسَّعَ عَلَي نَفْسِهِ وَ اَهْلِهِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَسَّعَ اللهُ سَائِرَ سَنَتِهِ
«Кто проявит щедрость в день Ашура по отношению к себе и своей семье, то Всевышний Аллаһ проявит щедрость в течении года».
Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученического ухода из жизни внука Пророка (с.а.с) Хусайна (р.а) в Кербале – один из самых трагичных в нашей истории. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам проводить обряды стенаний по смерти кого то ни было.
Люди во времена невежества оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и в грудь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекратил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение, говоря: «Иннаа лилляхи уа иннаа иляхи рааджиуун». По этому вопросу имеется ряд достоверных хадисов. Приведем лишь один из них. «Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахалии ».
Пусть Всевышний Аллах одарит нас стремлением к совершению благих деяний в этом благословлённом месяце.
[1] Сура ат — Тауба, 36 аят.
[2] Абу Дауд № 1947
[3] Сура аль – Бакара, 217 аят
[4] Сура Аль Маида 2 аят
[5]Тухват — уль – Ахуази, № 435
[6]Хашияту — сунани Ан-Насаи
[7] Имам Тирмизи
[8]Абу Дауд.
[9]Абу Дауд