Как проходит омовение у мусульман?

Тахарат – определенные ритуальные действия, которые мусульманин обязан совершать перед совершением намаза.

Тахарат – это очищение человека от духовной и физической нечистоты.

Тахарат — омовение перед молитвой

Омовение у мусульман: как принимать тахарат, вуду и гусль

Существует внутренний тахарат, достигающийся путем покаяния и праведностью, и внешний тахарат, достигающийся следующими способами:

  • Полное омовение (Гусул): совершается после различного рода осквернений (после родов, после интимной близости, по завершении месячных у женщин), тяжелой болезни, перед пятничным намазом, походом в мечеть, постом.
  • Малое омовение (Вуду) обязательно непосредственно перед совершением намаза. Как и полное омовение, Вуду требует наличия чистой воды, без посторонних примесей и запаха.
  • Омовение песком и камнем
  • Чистка зубов
  • Подмывание после отправления нужды
  • Стирка обуви, чистка одежды

Малое омовение совершается в следующем порядке:

  1. Произнести намерение совершить малое омовение. Для этого произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим!».
  2. Три раза вымыть руки до запястья.
  3. Сполоснуть 3 раза рот.
  4. Сполоснуть нос 3 раза: набрать в нос воды и прочистить его.
  5. 3 раза умыть лицо водой.
  6. От конечностей до локтя, каждый по 3 раза.
  7. Один раз, в направлении ото лба к затылку смочить голову.
  8. Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной.
  9. Ступни ног вымыть до щиколоток 3 раза. Сначала моют правую ногу. А затем левую.

Во время омовения недопустим чрезмерный расход воды, излишнее плескание ею на лицо, но и не рекомендуется ее экономия. Во время омовения нежелательно разговаривать с посторонними.

Малое омовения может считаться недействительным, если в процессе его совершения (или сразу же после него) последовали выделения крови, гноя, посещался туалет, наступал сон, обморок, рвота, громкий смех или опьянение. Полное омовение необходимо совершать в следующем порядке:

  1. Вымыть руки и места аурата (места, подлежащие обязательному сокрытию).
  2. Произнести вслух намерение совершить полное омовение.
  3. Выполнить по порядку все действия малого омовения.
  4. Троекратно омыть голову и каждую часть тела.
  5. Вымыть ноги.

Во время проведения гусул важно не отвлекаться и не разговаривать. Вода должна омыть все части тела так, чтобы не оставалось сухого места (пупок, кожа под волосами). Как вуду, так и гусул обязательны для всех мусульман.

Порядок совершения малого омовения

Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта.

Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

Трижды вымыть лицо.

Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую).

Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос).

После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.

Читайте также:  Какой порядок утреннего намаза?

Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую.

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем. В конце желательно произнести следующие слова:

Транскрипция дуа: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ

Перевод дуа:

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.

Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]».

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)».

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода».

Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха, «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса».

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской.

О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем] пригодно для употребления в пищу».

Кроме того, для омовения можно использовать снег, при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной). Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль).

Читайте также:  Как совершать намаз иша?

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо.

См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ.

Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно.

Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны. Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность.

А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты.

Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720.

Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср.

русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Читайте также:  Как читают витр намаз?

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

Как правильно делать омовение женщинам

Без специального омовения невозможно совершить ни один намаз. Ведь предстать перед Аллахом можно только будучи ритуально очищенной. Эта процедура важна и вызывает множество вопросов у женщин. Поэтому давайте разберёмся, как правильно делать полное и малое омовение женщинам.

Существует два вида: малое омовение и полное омовение.

Как правильно делать полное омовение

Полное омовение в исламской культуре называется гусль. Для женщин оно исполняется после полового контакта с мужчиной, послеродового кровотечения, завершения критических дней, а также перед молитвами по пятницам и для праздничных молитв.

Распишем как правильно делать полное омовение женщинам по пунктам:

  • Для начала нужно иметь намерение в сердце и проговорить, что намереваетесь совершить полное омовение для довольства и благословения Аллаха.
  • Перед тем, как раздеться, произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к своему действию с именем Милостивого и Милосердного.
  • Вымыть руки три раза.
  • Тщательно подмыться, очистить половые органы от следов интимной близости, месячных и пр.
  • Выполнить малое омовение.
  • Три раза облить водой всё тело: начать с головы, потом перейти на плечи: сначала правое, затем – левое; обмыть всё туловище и только в самом конце помыть ноги.

Если во время полного омовения у женщины волосы собраны в причёску, не нужно специально их распускать. Главное, чтобы во время обливания намочились корни волос. Также необходимо помнить, что полное омовение считается выполненным, если мусульманка вымыла всё тело, прочистила нос и сполоснула ротовую полость.

Как правильно делать малое омовение

Малое омовение называют вуду. Когда же нужно малое омовение для женщины? Например, после полного омовения Вы посетили уборную, уснули, упали в обморок, у Вас пошла кровь, начался гной, Вас стошнило или наступило алкогольное опьянение или любой другой вид помутнения рассудка. Прикосновение к половым органам также обязывает к выполнению вуду.

Как женщине правильно делать малое омовение:

  • Начать малое омовение необходимо со слов о намерении выполнения ритуала ради довольства Аллаха.
  • Далее необходимо произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к малому омовению с именем проявляющего сострадание оберегающего.
  • Помыть руки до запястий.
  • Прополоскать ротовую полость трижды.
  • Прочистить нос три раза.
  • Умыть лицо трижды.
  • Вновь вымыть руки, но уже до локтей (также три раза).
  • Вытереть голову и прочистить ушные раковины: указательными пальцами протереть внутри, а первыми пальцами – внешнюю. Все эти манипуляции повторяются лишь один раз.
  • В заключение малого омовения помыть ноги трижды. В первый раз необходимо промыть между пальцами.

Омовение является важным, но не сложным процессом перед тем, как предстать перед Всевышним Аллахом. Если знать все нюансы и выполнять их в необходимой последовательности, это обеспечит ритуальную чистоту мусульманки перед намазом.

Ссылка на основную публикацию