Почему поженились Айша и Пророк Мухаммад?

Она была одной из жён Пророка Мухаммада (с.г.в.). С её слов было передано множество достоверных хадисов, которыми мусульмане пользуются и по сей день.

За свой нрав, ум и благородные качества она была удостоена звания «уммуль-му`минин» («матери правоверных») и входила в семёрку самых великих мусульманских учёных той эпохи. Её имя – Аиша бинт Абу Бакр (р.а.).

Роль Аиши в истории ислама. Биография, отношения с Пророком и другими его женами

Детство Аиши

Девочка появилась на свет в 612 году (по другой версии в 614 или 615 году) по Милади в семье ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра (р.а.) и Умм Руман. Аиша получила хорошее воспитание и религиозное образование. С детства она интересовалась исламом и постоянно задавала отцу множество вопросов.

В возрасте шести лет (по другой версии – восьми лет) она была сосватана Посланнику Аллаха (с.г.в.), а Его супругой стала в 9 лет. После чего её воспитанием занялся Милость миров Мухаммад (с.г.в.), что и объясняет достижения Аиши в образовании и в вопросах поклонения.

Этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены – Хадиджы (р.а.) и никаха с Саудой (р.а.) Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Он увидел лик Аиши. Пробудившись, Пророк (с.г.в.) осознал, что этот сон – знак от Создателя. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.

Об этом сновидении Мухаммад (с.г.в.) рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она – твоя жена». Я открыл твой лик, а там – ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его» (хадис приводит Муслим).

Мать правоверных

После смерти Хадиджы Посланник Аллаха (с.г.в.) очень долго оплакивал свою первую жену. Она была поддержкой и его опорой в начальные годы пророческой миссии, которые были самыми тяжёлыми.

Хадиджа ни разу не усомнилась в истинности слов своего супруга и всегда оставалась верна ему. Пророк (с.г.в.) очень любил свою жену и ценил её преданность. Именно поэтому кончина Хадиджы стала для Посланника Аллаха (с.г.в.) настоящим ударом, от которого он не мог оправиться долгое время.

После женитьбы на Аише Мухаммад (с.г.в.) вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой. Но при этом он никогда не забывал свою первую супругу и до самой смерти помнил о ней. Аиша об этом прекрасно знала.

В одном из хадисов передаются её слова: «Я ни к кому так не ревновала Посланника Аллаха, как к Хадидже, которую я не застала» (Бухари, Муслим). Зная о том, какая крепкая любовь между главой семьи и Аишей, другие жёны отдавали свои дни любимой супруге Мухаммада (с.г.в.).

Достоинства Аиши бинт Абу Бакр (р.а.)

Будучи одной из ближайших сподвижниц Милости миров (с.г.в.), она обладала множеством достоинств. О её значимости в истории ислама говорит хотя бы тот факт, что Аллах в Своей Книге оправдал Аишу после того, как на неё возвели клевету.

В шестом году после совершения хиджры Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одну из поездок взял свою молодую супругу. Когда караван остановился на отдых, она удалилась на некоторое время.

Вернувшись, Аиша поняла, что потеряла своё украшение и решила отыскать его. После чего, придя обратно, она никого не обнаружила. Аиша решила ждать в надежде на то, что за ней вернутся. Так и произошло.

Но в стане окружения нашлись люди, которые решили воспользоваться моментом и оклеветать её. По всей Медине начали ходить сплетни о том, что Аиша якобы уединялась от каравана не одна и совершила грех прелюбодеяния. Эти слухи негативно сказались на её отношениях с отцом – Абу Бакром ас-Сиддыком (р.а.) и даже с мужем.

Посланник Аллаха (с.г.в.) в такой непростой ситуации сказал жене, что если она совершила грех, то ей стоит покаяться, а если же её оклеветали, то непременно Всевышний ниспошлёт оправдание. Аиша искренне верила и просила у Господа миров, чтобы Он оправдал её перед Пророком (с.г.в.), но она и подумать не могла, что Всевышний ниспошлёт целый аят:

Читайте также:  Какая история сподвижников Пророка Мухаммада?

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих…» (24:11)

Она была оправдана, и, тем самым, лишний раз была доказана её воспитанность и благой нрав.

На её достоинство указывает ещё и то обстоятельство, что она была самой любимой женщиной для Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однажды его спросили, кого Он любит больше всех. На что последовал ответ: «Из женщин я больше всех люблю Аишу, а из мужчин – её отца» (хадис приводит Бухари).

Кроме того, многие откровения, которые ниспосылались Мухаммаду (с.г.в.) и днём и ночью, доходили до него в доме Аиши. Есть его высказывание на этот счёт: «Воистину, никогда не посылались мне откровения, когда я бывал дома у какой-либо из жён, за исключением Аиши» (Бухари, Муслим).

О превосходстве Аиши над соплеменницами говорит также следующее изречение Пророка ислама (с.г.в.): «Аиша имеет превосходство над другими женщинами, как сарид превосходит другие блюда» (Бухари, Муслим).

Примечание Islam.Global: Сарид – блюдо, основными ингредиентами которого выступают мясо и хлеб. Любимое кушанье Посланника Аллаха (с.г.в.). Считается, что автором этого кулинарного изыска был Хашим – прадед Мухаммада (с.г.в.) и основатель рода хашимитов.

О достоинстве героини этой статьи говорит и то, что Пророк в последние дни своей жизни находился именно у неё. Мать правоверных, вспоминая день кончины своего супруга, рассказывала: «В мой день Всевышний забрал его к Себе, когда голова Пророка лежала у меня на груди» (Бухари).

Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) похоронили на том месте, где Он перешёл в мир иной, а именно в доме у Аиши.

Вклад матери правоверных в развитие ислама

Аиша бинт Абу Бакр сыграла неоценимую роль в становлении и укреплении мусульманской уммы. Во-первых, она входит в число сподвижников, передавших наибольшее число хадисов.

Это объясняется тем, что Пророк (с.г.в.) проводил много времени с ней, и поэтому она была свидетелем многих его изречений и жизненных ситуаций. Также она была хафсой Корана, т.е. знала его текст наизусть.

Кроме того, в ситуациях, когда некоторым сподвижникам были непонятны отдельные хадисы, они обращались за их разъяснением к Аише. Она вносила правки в толкование таких риваятов, если замечала какие-либо неточности.

В эпоху праведного халифата она оказывала помощь правителям молодого мусульманского государства и принимала участие в принятии важных решений.

Наконец, Аиша стала ярчайшим примером искренне любящей и поддерживающей своего супруга жены. Многие мусульманки сегодня хотят быть похожими на неё, никогда не расстававшуюся с мужем и всячески старавшуюся ему угодить.

Смерть Аиши

Своего супруга Пророка Мухаммада (с.г.в.) она пережила на 46 лет. Аиша участвовала во внутренних делах уммы и оказывала поддержку праведным халифам и другим сахабам, давая наставления всем, кто в них нуждался. В возрасте 66 лет Аиша перешла в мир иной. После себя она оставила огромное духовное наследие, которым мусульмане пользуются и по сей день.

Госпожа Аиша: Острый ум и благочестие

Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) является примером мусульманки, с детства воспитывавшейся в идеальном исламском окружении. Обучавшаяся у лучшего из учителей – Посланника Аллаха (мир ему и благословение), эта женщина служит совершенным образцом, который должен вдохновлять всех мусульман.

Жизнь Аиши показывает нам всю разносторонность ее личности и ее успех в разных сферах: частной и общественной, бытовой и научной.

Образец для подражания

Среди различных сторон реализации ее идеального исламского характера, пожалуй, наиболее важной стало воплощение роли матери правоверных, в качестве которой она проявила черты, полностью отвечающие исламскому идеалу и обозначенные в Коране: доброта, самоотверженность, честность, стремление к справедливости и истине и многие другие.

Будучи умным и любознательным ребенком, она всегда была отрыта для знаний и в итоге сама стала мудрым и плодотворным учителем, ученым и правоведом. У нее были твердые знания во всех ключевых исламских науках, таких как тафсир, хадисоведение, фикх, история ислама, арабский язык и т.д.

Читайте также:  Узнаем, кто такой Коран-Хафиз

Одной из ее отличительных черт была смелость и прямота в выражении своей точки зрения.

Уверенность, решительность и откровенность, с какими Аиша отстаивала то, что считала истинным и верным, взрывают бытующее ныне стереотипное представление о «благочестивой мусульманке», которой отводится роль молчаливого свидетеля, чье женское начало не позволяет участвовать в настоящей жизни общины.

Она знала Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в повседневной жизни как никто другой. Это знание наряду со свободомыслием и твердым характером выделяет ее среди современников и вызывает необычайный интерес к ее личности.

Детство

Ее полное имя Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик, но она больше известна под именем Аиша бинт ас-Сиддик, а также «ас-сиддика бинт ас-сиддик», что значит «правдивая дочь правдивого».

Пророк (мир ему и благословение) прозвал ее Умм Абдалла за ее особую заботу о племяннике Абдалле ибн аз-Зубайре. Она выросла в безукоризненной исламской среде. Оба ее родителя приняли ислам вначале миссии Пророка. Она сама говорила: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию…» (Бухари).

Опыт первых лет оставил живые воспоминания в ее крайне восприимчивом сознании и оказал свое влияние на формирование ее характера и личности. В очень молодом возрасте Аиша уже имела твердую веру, усвоила дух самопожертвования ради истины, а также глубокого отвращения к неверию и язычеству.

Брак

Среди матерей правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственной, кого Пророк (мир ему и благословение) взял в жены девственницей.

Их брак был внушен ему самим Аллахом, и, как все его браки, он неотделим от его пророческой миссии, обладая двойной задачей объединения арабов в единый народ, а также передачи знаний и мудрости потомкам, как сказано в Коране.

Аиша как никто другой подходила для исполнения роли передатчика подлинного наследия Пророка (мир ему и благословение) — этот факт подтверждается учеными прошлого и настоящего. И прожив все годы своего становления как личности рядом с Пророком, она справилась с этой задачей.

Любимая жена

Искренне любя Пророка (мир ему и благословение), она ревновала его к другим женам, так как сердцем была привязана только к нему. И Пророк отвечал ей взаимной любовью.

Его чувство к ней основывалось не только на физическом влечении, в котором не приходится сомневаться, но даже в большей степени оно объяснялось осознанием уготованной ей роли передатчика, нерушимого звена, которому предстояло соединить учение Пророка (мир ему и благословение) с будущими поколениями. Особый признак этой роли заключался в том, что Пророк получал откровения от Аллаха, только когда был с Аишей — в присутствии других жен ничего подобного не происходило.

Насколько известно, из всех жен Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) была единственным проводником божественной милости: мужеством, с которым она переносила выпавшие на ее долю злоключения и испытания, своим самопожертвованием она заслужила то, что стала свидетелем ниспослания многих аятов. Эти аяты увековечены в Коране, чтобы вдохновлять все грядущие поколения.

Явление через нее божественной благодати признают и сахабы. Некоторые из них подтверждают это в пояснении аята о таяммуме, ниспосланного в связи с неприятностью, постигшей Аишу. Важно, что Аллах превозносит ее чистоту, скромность и благочестие в Коране, тем самым предлагая превозносить их всем верующим (например, в суре «Ан-Нур», аят 26).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) воплощает идеальные черты мусульманина, перечисленные в следующем аяте Корана:

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35)

Благочестие и аскетизм

Несмотря на рождение в уважаемом, состоятельном и знатном семействе — Абу Бакр Ас-Сиддик был человеком богатым — и воспитание в комфортных условиях, Аиша стойко переносила трудности, связанные с непритязательным, даже аскетическим образом жизни Пророка (мир ему и благословение).

Читайте также:  Какая история Халида ибн Валида?

Аллах дал женам Пророка выбор между тем, чтобы терпеливо сносить суровый быт, к которому привык Пророк, в обмен на милость Аллаха, Его Посланника и Рай, и достойной жизнью с достаточным содержанием в этом мире. Все они выбрали первое.

Таким образом, сделав выбор в пользу простой жизни с Пророком (мир ему и благословение), Аиша привыкла к скромному питанию, всю жизнь носила грубую одежду, раздавала свое имущество буквально всем, кто к ней приходил.

Своей добротой и в то же время скромностью Аиша воплощает известный хадис о том, что деньги нужно расходовать так, чтобы правая рука не знала, что делает левая.

Ее легендарная щедрость в сочетании с непритязательностью и готовностью забыть собственные потребности также отражает коранический идеал, о котором сказано:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (Коран, 59:9)

Урва — один из величайший учеников Аиши — рассказывал, что видел как Аиша раздала семьдесят тысяч дирхемов, тогда как сама ходила в залатанной одежде.

Благодаря своей верности и преданности Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) и его учению, Аиша отказалась от удобной жизни в родном доме ради простой жизни с Пророком, и несмотря на юный возраст сносила все ее тяготы. После смерти Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) продолжала вести скромное существование, посвящая себя посту, молитве, милостыне и заботе о сиротах и обездоленных.

Ум и ученость

Аиша была наделена недюжинным интеллектом, какой редко встречается. Она не просто пассивно воспринимала уроки пусть даже лучшего и благороднейшего из учителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Она отличалась острым, критическим и пытливым умом. Известно много случаев, как она расспрашивала Пророка, когда ей было что-то непонятно в его ответах.

Однажды среди ночи он обнаружил, что, переодетая, она идет за ним на кладбище, куда он ходил молиться об умерших сподвижниках. На его вопрос, не пришел ли к ней шайтан, она спросила, действительно ли у каждого человека есть шайтан, преследующий его. На его утвердительный ответ она спросила: «И у тебя?».

Он ответил: «Да, но мой Господь помогает мне против него. Благодаря этому, он стал мусульманином (т.е. сдался и не приказывает ничего, кроме хорошего)!»

Еще один пример того, как она подробно расспрашивала Пророка (мир ему и благословение).

Однажды Пророк сообщил, что после воскрешения люди восстанут из могил такими, какими их создал Аллах, и Аиша спросила: «Значит, они увидят друг друга?» На что он ответил: «Их положение будет очень серьезным, чтобы они смотрели друг на друга» (Бухари, Муслим).

Ее необычайный ум не позволял ей мириться с нерациональным пониманием религии, не согласующимся с тем, чему учит Коран. Она была твердо уверена, что учение ислама не может быть иррациональным и непоследовательным.

Соответственно, она отвергла рассказ Ибн Умара о том что Пророк (мир ему и благословение) якобы говорил, что человек будет наказан за то, что его родные оплакивают его после смерти. Аиша прямо опровергла это сообщение, заявив:

«Как мог Пророк сказать такое, если Аллах говорит: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 35:18)».

После чего она объяснила, каким, по ее представлению, был контекст высказывания Пророка.

Еще один пример такого же критического восприятия, это ее ответ на сообщение о том, что «три вещи делают молитву недействительной: собака, осел и женщина». Когда Аиша услышала это сообщение, она спросила:

«Как вы смеете сравнивать женщин с собаками и ослами, если когда я сама спала, а Пророк, пробудившись, молился рядом со мной, и когда нужно было совершать земной поклон, он отодвигал мои ноги?»

Она также оспорила Ибн Умара, который приказал женщинам в своем доме распускать волосы, делая гусль. Она сказала:

«Почему бы ему не приказать им обрить головы? Я всегда совершала омовение из одной посуды с Пророком, и я просто трижды поливала себе на голову».

Ссылка на основную публикацию