Улучшение нравственности, и этика приема пищи в Исламе

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Пророку Мухаммаду (с.а.в), его семье и всем его сподвижникам. Уважаемые братья!  В сегодняшней проповеди мы постараемся рассказать тему адаба (т.е о воспитанность и этика), и о его значении в нашей религии. В Священном Коране Всевышний Аллах показывая величие нашего Посланника (с.а.в.) сказал: “Вә иннәкә ләаләә хулюкын азыйм”   “Поистине ты, обладатель великого нрава”. Частица аләә придаёт смысл над, т.е нахождение над чем либо. Какого бы благого нрава не существовало, наш Пророк (с.а.в) все равно над ним, т.е самым лучшим нравом, самым совершенным воспитанием среди всех людей во все времена обладал Пророк Мухаммад (с.а.в). Из аятов Священного Корана и изречений Пророка (с.а.в) мы видим, что после веры первым является прекрасный нрав.
Ключ ко всем достоинствам, что приближает к Всевышнему ключ для пробуждения уммы всё это связано с этикой, культурой. Если мы поразмыслим, то поймём что изгнание Иблиса да сохранит нас Аллах от его козней, было нарушение этики, адаба. Иблис был изгнан не по причине такого большого греха как убийство или воровство, проявление неэтичности стало причиной его изгнания, не поклонившись в сторону  Адама (а.с) он нарушил адаб, этику по отношению к Аллаху, оставил послушание приказу своего Создателя.  Итак, все что нас возвышает и приближает  к Всевышнему Аллаху связано с культурой. И самое опасное, что нас может отдалить от Всевышнего Аллаха также связано с этикой, воспитанностью и культурой. Это одна из тайн Всевышнего и мудрость  Всемогущего сводится к тому что адаб, культура проявляется словами или поступками и это является искренним служением нашему Творцу. Когда человек с осознанием начинает понимать, что Аллах Субханаху ва Тааля смотрит на него то, он начинает понимать что, он под взором Всевышнего. А тот, кто чувствует это то, как же он будет вести себя? Пророк Мухаммад (с.а.в) воспитал сподвижников и членов своей семьи они воспитали табиинов, табиины воспитали своих последователей и так по цепочке дошло до нас с Сунной и твёрдым соблюдением адабов.
Рабы Милостивого это те, которые ступают по земле смиренно, даже походка имеет смысл в воспитании. А когда невежды обращаются к ним, они говорят им в ответ благие слова. Все тонкости невозможно приобрести из проповеди или из книг они приобретаются этикой. Адабов очень много, об этом написаны много книг, на сегодняшнем вагазе, мы хотели бы остановится на одном из них и более подробно объяснить этику и адаб приема пищи в Исламе.
1. Нужно обязательно вымыть руки перед едой, и после ее завершения. Пророк (с.а.в) сказал: «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]».
2. Когда начинаем кушать произносить имя Всевышнего Аллаха. Бисмилләәһир рахмәәнир рахим. Пророк (с.а.в) сказал: “Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Всевышнего  Аллаха в начале (еды), пусть скажет: «Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи» (с именем Аллаха в начале и конце её).
3.Есть и пить только правой рукой. Пророк (с.а.в) сказал: «О мой мальчик, произнеси имя Аллаха и ешь правой рукой, и бери еду с той стороны, что ближе к тебе »
4. Нельзя есть облокотившись на что либо. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал:
«Во время еды я (ни на что) не облокачиваюсь ».
5. Нельзя критиковать еду. Пророк (с.а.в) никогда не говорил плохое о еде. Если какая то пища ему была не по душе, он просто не ел ее, и ничего не говорил о этой еде другим, т.е не критиковал еду.
6. Делить желудок на три части, одну для пищи другую для воды, а третью оставлять свободной. Пророк (с.а.в) сказал: «Живот – это самый скверный сосуд, который только может наполнять человек. Человеку достаточно куска пищи, чтобы стоять на ногах. Если же человек будет вынужден много есть, то в этом случае пусть разделит свой желудок на три части. Одну часть путь оставит для еды, другую часть для питья, и третью часть для воздуха». Разрешается чуть больше кушать, во время сахура, когда держим пост, а также когда мы являемся мусафирами.
7. Не дуть на еду и питье. Если пища или напиток слишком горячие, их нужно оставить, чтобы они остывали естественным образом. Пророк (с.а.в) запрещал дуть на еду и питье. Также нельзя нюхать еду, это является проявлением неуважения. Если нужно посмотреть не испортилась ли она, то лучше ее немного попробовать на вкус.
8. Не оставлять еду недоеденным, на тарелке. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Кушайте, пейте, но не делайте исраф, поистине Аллах не любит делающих исраф». Поэтому нельзя оставлять еду на тарелке, также нельзя оставлять на столе куски хлеба и крошки, надо брать еду, и отламывать хлеб в меру, которую мы сможем доесть. Ученые, при объяснение этого аята говорили: «Нужно кушать и пить, но исраф не делать». т.е энергию которую мы получаем от еды, нужно тратить на выполнение повелений Всевышнего Аллаха. Если не будем читать намаз, и выполнять приказы Аллаха, то даже если в меру будем кушать, эта еда исраф будет, т.е пользы от нее не будет.
9.Есть только то что поставлено перед нами, и не протягивать руку на другой край стола, а вежливо попросить чтоб протянули те кто ближе сидят к этой еде.
10. Также сунной является кушать с одной большой тарелки, будь это плов или другая еда. В таком случае нужно кушать, с одного края. И это сунна укрепляет братские узы, увеличивает чувство дружбы и единства.
11. Перед тем как встать из-за стола нужно сделать несколько гладков воды, чтоб во рту не оставалось крошек пищи. Иногда бывает, после еды встаем моем руки и поласкаем рот,  и все крошки вовремя полоскания выходят, и попадают в раковину. Это  приводит человека к бедности.
12. Если мы положили сахар в чашку, и не очень хорошо перемешали, а потом увидели что на дне чашки остался сахар, то желательно налить немного чая, размешать и выпить его. Иначе мы сделаем исраф.
13. Есть очень распространенные слова, «когда я, ем я глух и нем». Но в исламе это правило не действует, у мусульман «Когда я кушаю, я говорю и слушаю».
14. Пророк (с.а.в) говорит: «Проявляйте уважение к хлебу. Так как Аллах его послал по милости с небес и взрастил с земли ». Поэтому когда лаваш стаим на стол, нужно чтоб он лежал лицом вверх, а не наоборот. Это одно из проявлений уважений к хлебу.
15. Когда садимся за стол, каким было наше место чистым, опрятным и аккуратным, таким же мы его и должны оставлять после себя. На столе есть салфетки, если что либо капнуло или пролилось перед нами, нужно обязательно это протереть, и оставить наше место таким же чистым какое оно было до нас.
16. Желательным в начале еды и в конце использовать соль, это является сунной нашего Пророка (с.а.в) и других Пророков Аллаха, как Ибрахим (а.с) и д.р.
17. Крошки нельзя оставлять на столе. Если мы поделили на двое кусок хлеба, и посыпались крошки, то их мы должны собрать пальцем, и не оставлять на столе. Ученые говорят: в раю будут гурии, и как в этом мире нужно давать брачный подарок во время никаха, также и в раю для них нужно будет подарить подарок. Крошки которые мы собираем со стола во после еды, в Судный День, превратятся в крупинки золота, с которого этот человек будет давать махр гуриям.
18. После того как доели суп или второе блюдо, желательно кусочком хлеба полностью протереть тарелку, чтоб на осталось чистой, и на ней не вообще не остался ризык, это тоже является сунной Пророка (с.а.в). Наши предки говорили, кто оставил еду на тарелке, он оставил на ней свое счастье. Оказывается, еда оставшаяся от нас на столе или на тарелке, делает дуа Всевышнему Аллаху, О Аллах, сделай того кто съест меня счастливым. Поэтому когда кто либо не доедает до конца еду старшие говорят, не осталяй свое счастье на столе.
19. После еды нужно сделать дуа. Самое короткое это Альхамдулилләһ. Но Пророк (с.а.в) читал следующую молитву: “Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһи әлләзий әт’амәнәә вә сәкаанәә вә җәаләнәә минәль муслимин”. «Хвала Аллаху, который нас накормил, напоил и сделал из числа мусульман».
Давайте постараемся выполнять все эти суннаты и адабы, вначале сами а потом, когда это увидят наши дети и внуки они сами начнут это все делать. Совершённый поступок красноречивее любого вагаза, и любых слов.
Пусть Всевышний Аллах, поможет нам усовершенствовать свою нравственность, и пожет нам воспитать свой нафс, в соответствии с повелениями Всевышнего Аллаха и сунной нашего Пророка (с.а.в). Аминь.