Раджаб

В Исламе существуют определенные периоды времени, значимость которых перед Аллахом выше, чем у остальных. Однако ценность таких периодов времени устанавливается только через достоверные свидетельства.

Так что прежде чем передавать хадисы о каких-то достоинствах этого времени (дня или месяца), нужно быть уверенным в подлинности хадиса, чтобы не передавать от имени Пророка (мир ему и благословение) ничего ложного и вымышленного.

Все это касается и месяца Раджаб. Существует множество хадисов, где говорится о ценности и достоинствах этого месяца, но многие из них вымышленные. Однако, нам следует помнить, что многие важные события исламской истории произошли именно в этом месяце, — такие как ночное путешествие и вознесение (исра ва-ль-мирадж), битва при Табуке, освобождение мечети Аль-Акса от крестоносцев под руководством Салахуддина аль-Аюби (в 538 году хиджры).

Ночь на первую пятницу месяца Раджаба — месяц, в который был зачат пророк Мухаммед (мир ему), имеет название Рагаиб, что в переводе с арабского означает «мечты, желания», это одна из четырех священных ночей. В эту ночь произошло бракосочетание благочестивых родителей Пророка Мухаммада — Абдуллы и Амины. Еще эту ночь называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости своим рабам.

Великий ученый по хадису, хафиз Ибн Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-Аскаляни, написал подробное исследование под названием «Табиин аль-аджаб бима варада фи фадль Раджаб». Ибн Хаджар перечисляет в этой книге хадисы, где говорится о наградах за дополнительные посты или намазы в этом месяце, утверждая, что многие из них вымышленные.

Он пишет, что арабы еще до Ислама дали этому месяцу около 18 названий, наиболее известные из которых следующие: «Аль-Асамм» — то есть, «глухой», поскольку в этом месяце было запрещено воевать, во время него не было слышно звона оружия. Также его называли «Аль-Асабб» — месяц «разлития», когда милость Аллаха изливается на людей; также его называли «месяцем устранения от железа», то есть, в этом месяце люди прятали железное оружие – мечи, наконечники копий и стрел.

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, число месяцев у Аллаха– двенадцать (лунных) месяцев (и это было записано) в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца) (в которые Аллах запретил воевать)» (9, 36).

Названия этих запретных месяцев упоминаются в достоверном хадисе, где рассказывается о прощальном хадже Пророка (мир ему и благословение), это месяцы Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа и Мухаррам.

В эти месяцы Всевышний Аллах приказал мусульманам особенно стараться воздерживаться от греха и от войн, даже с язычниками.

Также в эти месяцы возрастает награда за совершенные в них добрые дела, так что держать в эти месяцы дополнительные посты или совершать желательные намазы, будет очень похвальным делом. Имам Абу Дауд передает хадис, где Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Держите пост в течение нескольких дней в эти священные месяцы и оставляйте (пост) в другие дни (этих месяцев)».

Однако, Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет, что нет достоверных хадисов, которые подтверждали бы подлинность практики держать пост в какой-то определенный день Раджаба или каких-то особых намазов в определенные ночи этого месяца.     Что касается посещения могил во время Раджаба, когда многие люди, особенно женщины, посещают могилы родственников в первую пятницу месяца Раджаб, в шариате ничего не говорится о желательности такого действия, вознаграждение за посещение могил в это время ничем не отличается от вознаграждения за посещения могил в любой другой день.

Ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (в ночь с 26 на 27 месяца раджаб, пятница-суббота 13-14 апреля 2018 г. 1439 г. по хиджре).

 

В ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом и Жахфаром.

По одной версии тогда к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил (мир им). Они забрали Пророка ﷺ так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраилﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с Пророком ﷺ пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после чего наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце поставили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусыﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы «Тур Асайна» где пророк Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там,  после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям  ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, здесь  тоже совершил я два ракаата».

На каждой остановке спрашивал Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ Пророка ﷺ: «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?». Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю» – после чего Джабраилﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассказывал ему, что это за место.

Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.

Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».

Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраиля ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ  спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил». Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил:«Мухаммад»«Он послан?» «Да, он уже послан», – ответил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Когда открылись небесные врата, увидели Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, который поприветствовал Пророкаﷺ и просил у Аллаха ﷻ для него блага.

После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк ﷺвстретил пророка Ису сына Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Яхью ибн Закарью ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Третьем – Юсуфа ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Пятом – Харуна ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Шестом – Мусу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Седьмом – Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, прислонившегося к Байтуль мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ дошёл до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраилﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллахаﷺ, если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».

Пророк ﷺ пошёл вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха ﷻ. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение.

Об этом Пророк ﷺ рассказывает так:

«Тогда Аллах  внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, и он спросил меня:

– Что предписал Господь  твоей общине (умме)?

Я сказал:

– 50 молитв.

И он посоветовал мне:

– Вернись к Господу  и попроси облегчения: твоя община (умма) не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это.

Я вернулся к Господу  и попросил:

– О Господь ﷻ, даруй облегчение моей умме!

Тогда Аллах  убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, сказав:

– Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв.

Однако Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ снова предложил:

– Воистину, твоя община (умма) не вынесет и этого. Вернись к Господу  и попроси ещё облегчения.

И так я ходил от Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к Господу  и обратно несколько раз, пока Господь  не сказал:

– Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.

Затем я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и рассказал обо всем.

– Вернись к Господу  и попроси облегчения, – снова сказал он.

– Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».

Аль-Исра валь-Ми‘радж является особым почётом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду ﷺ.

В Вознесении (Ми‘радже) Пророку ﷺ показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.

Во время Небошествия Пророк ﷺ также увидел небесную аль-Каабу (Обитаемый Дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.

Также Пророк ﷺ видел по пути удивительные вещи. Он видел людей, которые сеют каждый день и каждый день собирают урожай, и каждый раз, когда собирали урожай, возвращались на прежнее место, то есть, им приходилось собирать урожай друг за другом. Пророк ﷺ спросил Джабраила ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, что это за люди? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡответил, что эти люди воевали на пути Аллаха ﷻ, дабы возвеличить слово Всевышнего (т.е.с искренними намерениями). Господь ﷻ увеличивает их хорошие деяние до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство.

Когда Пророк ﷺ дошёл до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о, Джабраил?». Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это запах мучеников – служанки Фараона Машитат и её детей, которых зверски убил Фараон».

Также Пророк ﷺ увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих. На вопрос, кто эти люди, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что они ленились совершать намазы.

Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи, и издававших звуки подобно звукам верблюдов, они питались колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева Ада с противным запахом, и глотали камни Ада. Про них Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡсказал, что они не давали милостыню…

В ту ночь Пророк ﷺ увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое и они питались мясом плохим, оставляя хорошее. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это пример человека из твоей уммы, возле которого есть дозволенная ему жена, но, оставляя её, он идёт к другой, запретной для него женщине и совершает прелюбодеяние с ней. Также это пример женщины, имеющей хорошего, дозволенного ей мужа, но оставляя его, она идёт к другому мужчине и ночует с ним, совершая грех».

Ещё в ту ночь увидел Пророк ﷺ человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Также в ту ночь Пророк ﷺ видел людей, у которых ногти из железа, и они царапали ими лица. Пророк ﷺ спросил, кто эти люди? Джабраил ответил, что они сплетничали друг о друге.

Также Пророк ﷺ проходя мимо ущелья, почувствовал неприятный запах и услышал противный голос. Пророк ﷺ спросил, что это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это голос Ада взывает к Всевышнему.

Малик, повелитель Ада, на лице которого никогда не появляется улыбка, открыл перед Мухаммадом ﷺ одну из отдушин Ада и показал пытки, уготованные для грешников. Пророк ﷺ увидел толпу людей, глотающих плоды адского дерева. «Кто эти люди?» – спросил Мухаммад ﷺ. – «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закят и милостыню-садака из своих богатств».

Мужчина тщетно пытался поднять огромную кучу дров. «Этот человек присвоил себе чужое добро, оставленное ему на хранение», – объяснил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ.

Женщина, родившая мужу ребёнка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзённых ей в грудь.

Люди, присвоившие имущество сирот, глотали раскаленные угли. Жестоко наказаны были и другие грешники…

На утро следующего дня после Вознесения Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники (мушрики) стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику ﷺ описать аль-Кудс и его окрестности.

Однако, находясь там, Пророк ﷺ не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк ﷺ детально описал всё, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.

Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ: «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?».

«Да», – ответил Пророк ﷺ и начал рассказывать о своём ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ, удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Пророку ﷺ: «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».

Посланник Аллаха ﷺ ответил, что такова была воля Господа ﷻ. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад ﷺ сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время.

Рассказывая о ночном путешествии, Пророк Мухаммад ﷺ подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Пророк ﷺ успел подхватить его.

Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком ﷺ, Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ﷺ ответил: «Если Пророк  об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в ещё более невероятном», и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника ﷺ, не искав подтверждений рассказанному.

Если враги Пророка Мухаммада ﷺ подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Посланником Божьим ﷺ.

До Исра валь-Ми‘радж Посланник  молился подобно Ибрахиму ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ обучил Пророка намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

32