О смирении

Уважаемый джамагат!  В сегодняшней проповеди мы постараемся рассказать о скромности и смиренности верующего перед Создателем.  Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Всевышний Аллах не прибавляет своему милосердному рабу ничего, кроме чести и достоинства. И тот, кто проявляет скромность ради Аллаха, того Аллах возвысит».
Имам Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал, что есть два объяснения этого хадиса:
1) Такого человека Всевышний Аллах  возвысит уже на этом свете и укрепит его в соблюдении из-за его смирения, и люди будут его уважать.
2) Такой человек получит большое вознаг-раждение и высокое положение на Том Свете из-за того, что был смиренным в этом мире.
Так же верующий должен постоянно просить у Всевышнего Аллаха смиренности и скромности следуя сунне Посланник Аллаха (с.а.в.). Передается, что Пророк (с.а.в.) читал следующее дуа:
اللَّهُمَّ أَحْيِنِي مِسْكِينًا، وَأَمِتْنِي مِسْكِينًا
وَاحْشُرْنِي فيِ زُمْرَةِ الْمَسَاكِينِ
Аллаһүммә әхйиний мискиинан ва әмитнии мискиинан вахшурнии фи зумратиль масаакиин.
Что означает: «О, Аллах! Даруй мне жить как мискин и дай мне умереть как мискин, и даруй мне на Том Свете во время Великого Сбора быть в окружении мискинов ».
Ибн Касир (р.а.) сказал, что Посланник Аллаха (с.а.в.), под словом «мискин» имел в виду быть скромным, смиренным, а не жестоким и высокомерным. Эти слова – показатель того, насколько велико положение мискинов – скромных и смиренных верующих, и какой почет имеют такие люди.  Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность ». Верующий должен стараться проявит в себе скромность и должен осознать совершил бы я присутствии родителей поступок, которую совершаю сейчас. Человек даже с невеликой долей стыдливости не сделал бы ничего предосудительного перед родителями. Так что же говорить о Боге? Разве из всех Он не имеет величайшего права на то, чтобы в Его присутствии не совершалось ничего дурного?   Так, по Исламу, стыдливость человека перед Богом должна быть сильнее, нежели перед остальными людьми. Это ясно из ответа Пророка (с.а.в.) человеку, который спрашивал, разрешено ли ходить дома нагим, когда никого нет. Он сказал: «Господь более других достоин стыдливого отношения ».  Праведные говорили: «Будь стеснительным перед Богом, когда ты один так же, как ты стеснителен находясь среди людей». А также: «Не будь преданным рабом Господа на людях, если наедине ты Его враг». Скромность также необходима и ученику при получении знаний. Ведь это достойное качество укрощает нафс человека, обуздывает его низменные желания и стремления, а также удаляет высокомерие из его сердца. Именно смиренностью и кротостью очищается сердце и становится восприимчивым и уточненным. Скромность помогает ученику получать знания даже от того учителя, который младше его по возрасту, или беднее, или ниже по социальному уровню. Ведь цель такого ученика – это получение ценных знаний, поэтому он смотрит на уровень знаний учителя, а не на его положение в обществе. Пусть Всевышний Аллах даст нам возможность следовать нам Посланнику Аллаха (с.а.в.) и узреть красоту нашей религии. Аминь!

اَسْتَعِيذُ بِاللهِ: فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ ٱللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ ٱلْقَلْبِ لَانْفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ فَٱعْفُ عَنْهُمْ وَٱسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِى  ٱلْأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ  سورة آل عمران 159
قَالَ رَسُولُ الله صلعم: مَا زَادَ اللَّهُ عَبْدًا بِعَفْوٍ إِلَّا عِزًّا، وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلَّا رَفَعَهُ اللَّهُ

Всевышний Аллах говорит: «А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно и когда обращаются к ним с речью невежды, они говорят «мир» вам» .
В толковании Священного Корана Ибн Касир (р.а) об этом аяте сказано, что рабами Милосердного являются те люди которые ходят смиренно – т.е. спокойно и размеренно, без заносчивости и высокомерия, как сказано в аяте: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не просверлишь землю ». Это не значит, что они должны изображать из себя ущербных при ходьбе для показухи. Господин сынов Адама (а.с.) Посланник Аллаха (с.а.в.) ходил, будто плыл по земле, а земля будто расстилалась перед ним. Передают, что повелитель правоверных Умар (р.а.) однажды увидел юношу, шедшего медленно, и спросил у него: «Что с тобой?» Ты болен?» тот ответил: «Нет, о повелитель правоверных» и тогда он приказал ходить решительной походкой. Неотъемлемой частью скромности является мягкость и кротость.
Всевышний Аллах, обращаясь к Посланнику Аллах (с.а.в.) сказал:  «[О, Пророк!] Твоя мягкость и кротость – это милость от Аллаhа. Если бы Ты был грубым, жестокосердным, они бы разошлись и покинули тебя. Будь к ним милосердным и прощающим, проси у Всевышнего для них прощения и советуйся с ними в тех вопросах, которые не были ниспосланы через Откровения. Если же Ты принял решение, то полагайся на Аллаhа ».
В данном аяте Всевышний Аллах показывает верующим, то что, мягкость и кротость являются качествами верующего, который желает показать красоту Ислама, а не насилие и грубость. Многие братья жалуются, то что у них родители или жены или дети не практикуют Ислам, и не хотят слушать их. Но вся проблема в нас самих, после того как Всевышний Аллах даровал нам Иман многие братья обвиняют кого -то в неверии или в заблуждении, а хотя сами вчера пребывали в невежестве.
Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах  дал мне откровение, чтобы вы были смиренными, и пусть никто из вас не превозносит себя над другим и пусть никто не притесняет другого».  Верующий человек, когда видит младше себя, должен сказать себе что у него мало грехов и он лучше  меня, а когда видит  старшего, должен сказать себе, что у него благих деянии много чем у меня и он лучше меня, а когда видит неверующего должен сказать может быть в конце жизни я потеряю веру, и уйду, будучи неверующим, а он уверует, и покинет это мир верующим поэтому я должен ему пожелать то, что желаю себе и не возгордиться перед ним. Истинно верующий – тот, кто скромен и стеснителен перед Богом и Его творением, ибо Господь знает и видит все. Верующий стыдится не повиноваться Господу и стесняется своих грехов и неподобающих действий в обществе или наедине. Такой вид скромности приобретается со временем. Он напрямую связан с верой. Чем больше человек познает Бога, чем отчетливее ощущает Его присутствие, тем сильнее становится его «скромность» перед Ним. Пусть Всевышний Аллах поможет нам очистить наши сердца от высокомерия и гордости и быть скромными Его рабами. Амин.

Источники:

  Имам Тирмизи
Имам аль — Бухари
Имам Абу Дауд
Сура Аль – Фуркан 63 аят
Сура Аль – Исра : 37
Сура «Али ʻИмран», Аят 159