О Имаме Агзаме Абу Ханифа

В сегодняшней проповеди мы расскажем  о великом ученом, основателе Ханафитского мазхаба Имаме Агзаме Абу Ханифе (рахматуЛлахи аляйхи).   Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, мухаддисов, имам Агзам Абу Ханифа (р.а) родился в эпоху сподвижников Пророка (с.а.в) в городе Куфа, в 80 году хиджры.   Лучшая эпоха, о котором говорит Посланник Аллаха (с.а.в): «Лучший из веков – мой век, а затем последующий, а затем последующий» и они являются истинными «Салафу Салихиин» (Праведные предшественники)», и те люди, которые следует за ними являются приверженцами «Ахли сунны валь – джама’а»  а не те; которые следует за псевдоучеными нашего времени говоря что мы Саляфиты, и при этом не следуют мазхабам, смешивают их или вообще не признают. Важно знать, что город Куфа в то время был мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в). В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка (с.а.в). Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный  Абдулла ибн Масуд (который был муджтахидом среди сподвижников), Абу Хурайра (сподвижник который передал самое большое количество хадисов ), Умар ибн Хаттаб (о котором Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Если после меня был бы Пророк, это был Умар»), Али ибн Абу Талиб, о котором Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Я являюсь городом знания, а Али является дверью этого города» и многие другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах).
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период великий мухаддис имам Ша’би (рахимаһү Аллаһ) посоветовал имаму Абу Ханифе, (рахимаһү Аллаһ), приобщиться к какому-нибудь ученому так по совету Имама Шаби (рахимаһү Аллаһ) стал учеником Хаммада ибн Аби Сулеймана (р.а) в  течении 18 лет, до сорокалетнего возраста, он продолжал получать уроки у своего учителя. Однажды когда он предстал перед повелителем правоверных Абу Джагфаром он спросил у него: «О, Абу Ханифа (р.а), у кого ты обрёл ученость? Имам ответил ему: «Через Хаммада я получил знания от Ибрахима, он же – от Умара ибн Хаттаба, Али ибн Абу Талиба и Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах)». Услышав такой ответ, Абу Джагфар промолвил: «Хватит достаточно».
Но к сожалению мы слышим из  уст невежд нашего времени, что якобы этот хадис не знал Абу Ханифа (рахимаһү Аллаһ) или что Албани посчитал что хадис  который приводит Имам Агзам (р.а) слабым. Наверное, они не знают что между ними разница двенадцать столетий. Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Много трудов было написано имамом Абу Ханифой (рахимаһү Аллаһ). Имам Абу Ханифа, (рахимаһү Аллаһ), — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-А’зам» (Величайший из имамов).

اَسْتَعِيذُ بِاللهِ: مَنْ يَهْدِ اللهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِ وَ مَنْ يُضْلِلْ فَلَنْ تَجِدَ لَهُ وَلِيًّا مُرْشِدًا  سورة كهف 17
قَالَ رَسُولُ الله صلعم: خَيْرُ الْقُرُونِ قَرْنِي ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ

Ханафитского мазхаба Имаме Агзаме Абу Ханифе (рахматуЛлахи аляйхи).
Приведем некоторые хадисы и  изречения ученых о Имаме А’заме Абу Ханифе (р.а):
В хадисе от Абу Хурайры (р.а) с достоверным иснадом, переданным Имамом Хорезми, говорится:
سَيَكُونُ مِنْ اُمَّتِي رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ اَبُو حَنِيفَةَ هُوَ سِرَاجُ اُمَّتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Из моей уммы появится человек, которого будут звать Абу Ханифа и он будет светочом моей уммы »
В другом хадисе Пророк (с.а.в) сказал:
سَيَكُونُ رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ نُعْمَانُ بْنُ ثَابِتٍ وَ يُكَنَّي بِاَبِي حَنِيفَةَ يُحْيِي دِينَ اللهِ وَ سُنَّتِي
«Появится некто по имени Нуман бин Сабит, прозванный Абу Ханифа. Он возродит религию Всевышнего Аллаха и мою Сунну».
В другом хадисе говорится: «В каждом веке из числа моей общины будут появляться выдающиеся личности. Самым выдающимся среди них будет Абу Ханифа ».   Известен также хадис:
يَخْرُجُ مِنْ اُمَّتِي رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ اَبُو حَنِيفَةَ بَيْنَ كَتِفَيْهِ خَالٌ يَحْيِي اللهُ دِينَهُ عَلَي يَدِيهِ
«В моей общине появится некто по имени Абу Ханифа, с родимым пятном между лопатками. Всевышний Аллах укрепит свою религию его рукой ».
В предисловии книги «Радд-уль-мухтар» приводятся следующие хадисы:
اِنَّ آدَمَ اِفْتَخَرَ بِي وَ اَنَا اَفْتَخِرُ بِرَجُلٍ مِنْ اُمَّتِي اِسْمُهُ نُعْمَانُ وَ كُنْيَتُهُ اَبُو حَنِيفَةَ هُوَ سِرَاجُ اُمَّتِي
«Как Адам, мир ему, гордился мною, так и я буду гордиться представителем моей общины по имени Нуман, по прозванию Абу Ханифа. Он — факел моей общины».
В другом хадисе:
اِنَّ سَائِرَ الْاَنْبِيَاءِ يَفْتَخِرُونَ بِي وَ اَنَا اَفْتَخِرُ بِاَبِي حَنِيفَةَ مَنْ اَحَبَّهُ فَقَدْ اَحَبَّنِي وَمَنْ اَبْغَضَهُ فَقَدْ اَبْغَضَنِي
«Пророки гордятся мною, а я горжусь Абу Ханифа. Кто любит его, — любит меня. Кто враждует с ним, — тот против меня ».  Ибни Хаджар  Хайтами крупнейший мекканский учёный по мазхабу Шафии, в своей книге «Хайрат-уль-Хисан» приводит хадис:
تَرْفَعُ زِينَةُ الدُّنْيَا سَنَةَ خَمْسِينَ وَ مِائَة
«Блеск этого мира потускнеет в 150-ом году». Абдуль-Гаффар Кердери , известный учёный по фикху, говорил по поводу этого хадиса:«Несомненно, данный хадис ука-зывает на Абу Ханифа, так как он умер в 150 году».
В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис:
لَوْ كَانَ اْلاِيمَانُ عِنْدَ الثُرَيَّا لَتَنَاوَلُهُ رِجَالٌ مِنْ اَبْنَاءِ فَارِسٍ
«Если вера окажется на планете Венера, то её достанет оттуда один из сынов Персии ». Известный комментатор Корана, последователь Шафиитского мазхаба, имам Джалал-ад-Дин Абд-ур-Рахман бин Мухаммад ас-Суютый, комментируя этот хадис, говорит: «Все учёные единодушно сошлись на том, что этот хадис указывает на Имама А’зама Абу Ханифу (рахимаһү Аллаһ)». Великие ученые и имамы приводили в своих книгах хадисы, в которых есть явные указания на достоинства имама А’зама Абу Ханифы (р.а),  в некоторых риваятах даже упоминается его имя и прозвище. Мы не сомневаемся что Посланник Аллаха (с.а.в) мог по имени назвать имама нашего мазхаба, что в будущем придет на землю такой человек, который принесет большую пользу нашей умме. Ведь есть хадисы в которых говорится про Увайса аль Карни, который также был из числа табиинов, он очень хотел увидеть Пророка (с.а.в) но не смог это сделать. Пророк (с.а.в) упомянул его имя в хадисе и сказал своим сподвижникам Умару (р.а) и Али (р.а), что из Йемена прибудет караван, в нем будет человек по имени Увайс, попросите чтоб он сделал для вас дуа.
Имам аш-Шафи’ (р.а) и сказал: «В фикхе все люди живут за счет Абу Ханифы ».    Также Имам Шафии (р.а) сказал:
اَلنَّاسُ عِيَالٌ فِي الْفِقْهِ عَلَي اَبِي حَنِيفَةَ
«В знаниях по фикху все мусульмане – дети Абу Ханифы ».
Имам Малик (р.а) сказал о Имаме: «Если он примется вам доказывать путем кыяса (аналогии), что эти деревянные столбы сделаны из чистого золота, то обязательно сумеет вас убедить в этом»
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника ». Пусть Всевышний Аллах поможет нам следовать по правильному пути! Амин.