Обязанности мужа и жены

Поистине, Ислам поощрил бракосочетание для создания достойной, правильной, основанной на соблюдении прав и обязанностей каждого супруга, семьи и рекомендует облегчать процесс создания семьи и избегать расточительства во время проведения никяха и свадьбы, сделал основой брачной жизни спокойствие, взаимопонимание, взаимопомощь и милосердие. Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура “Ар-Рум”, 21). Супруги должны обоюдно соблюдать права друг друга, которыми Аллах их наделил. Доказательством этому служит аят Корана: «Жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей, согласно шариату. Но у мужей прав на степень больше. Ведь они ответственны за сохранение брака и за детей. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый» (2;228).  

 Женщина не должна требовать равноправия у мужчины во всех вопросах. А мужчина в свою очередь не должен злоупотреблять своим верховодствующим положением в семье. Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы и равноправия мужчины и женщины. То, что это не соответствует Истине видно при ознакомлении с правами и обязанностями супругов. Праведная жена рассматривается в Исламе как одно из наслаждений этой жизни и величайшая милость, которую Аллах оказывает мужчине, так как мужчина находит в ней успокоение от жизненных бедствий, изнурительного труда и страданий. Кроме того, она дарит ему отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое наслаждение сравниться не может.  Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена».

 Праведная женщина – это та, которая, во-первых, соблюдает предписания Аллаха, а затем послушная и выполняющая свои обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:

  1. Она должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников, потому что права мужа над ней велики. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Если бы я должен был повелеть кому-нибудь из людей поклоняться другому, то я бы приказал женщине поклоняться своему мужу, ибо его право над ней велико».
  2. Должна быть готовой в любое время удовлетворить его сексуальные потребности, исключая дни менструального цикла и послеродового очищения. Жене запрещено отказывать своему мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, и поэтому он злиться на нее, то Ангелы будут проклинать ее до утра».  Это обязанность жены является самой важной, потому что она в основном служит причиной счастья супругов, подобно тому, как несоблюдение женой своих супружеских обязанностей и игнорирование права мужа на сближение с ней, часто служат причиной разлада и развода в семье. Поэтому она должна вызывать желание, быть привлекательной, отзывчивой и активной.
  3. Чтобы не соблюдала пост-сунну (пост-рамазан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не может наслаждаться ею, когда та постится. По этому поводу Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствие мужа без его разрешения».
  4. Ей нельзя давать что-либо из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Если же дала, то бремя за это будет носить она, а вознаграждение будет мужу. Исключение составляет только еда. По словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха):  «Если жена отдаст милостыню из пропитания (добытого) мужа, соблюдая при этом меру, она получит за это вознаграждение, и муж за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение».
  5. Жена не должна выходить из дому, если нет острой необходимости, уезжать куда-то со своими родственниками (даже с теми, за которых ей нельзя выходить замуж – махрамы), работать вне дома без разрешения мужа. Также ей нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа. В хадисе, переданном Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. После этого заболел ее отец. Она направила послание к Пророку (мир ему и благословения Аллаха) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, будь покорной мужу. Затем отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. И тогда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил ее отцу все его грехи».
  6. Чтобы была неприхотливой и довольствовалась тем, что даровал Аллах супругу. Не должна чувствовать отвращение к нему, гневаться трудному положению, наоборот, показывать довольство и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретных путей заработки.
  7. Должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать свои прекрасные части тела от всех, кроме мужа, не носить короткую одежду. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа».
  8. Ей запрещено знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, наоборот она должна попытаться, чтобы ее не узнали. Запрещено оставаться с чужим мужчиной наедине и принимать кого-либо в доме мужа без его разрешения.
  9. Нельзя гордиться своим мужем из-за его красоты, хвастаться им из-за богатства. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, рассказывать о его минусах (как жена о муже, так и муж о жене), спорить, причинять боль, мучения и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное.
  10. осле того как жена совершит что-либо, что вызовет гнев мужа, она должна поторопиться сделать все, чтобы он простил ее. Ибну Хиббани, Ибну Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы и хорошие деяния не поднимаются в небеса. Однако, если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные шариатом желания мужа, за это ей не будет греха».
  11. Быть нежной и сострадательной к своим детям, заниматься их воспитанием. Ни в коем случае нельзя проклинать детей (что часто принято у женщин), так как это категорически запрещается шариатом. Она должна заботиться о них, она ответственна за дом своего мужа и за детей.
  12. Женщина не может дать развод (талак) своему мужу, а он может.

Жена обязана подчиняться мужу во всем, кроме как если он не заставляет делать что-либо запрещенное шариатом. В Хадисе, переданном Ибну Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамазан, сохраняет свое тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдет в Рай своего Господа». Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для нее раем и адом. Наш Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею войдет в Рай» Если Коран и Сунна предписывают жене быть доброй, то муж должен относиться к своей жене как можно лучше, мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, так как он полностью несет ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несет ответственность за свою паству».

          Махр это имущество, права на обладание которым получает женщина при акте никяха. Выплата махра является для мужа ваджибом (обязательным), что подтверждено Кораном, Сунной и иджма.  Поэтому, даже если во время никяха размер махра не будет обговорен, или о махре не будет упомянуто, или будут использованы выражения, указывающие на отказ от его выплаты или получения, эти слова никоим образом не повлияют на действительность акта и женщина, все так же будет иметь право на получение махра. Если размер махра не определен, то его величина может определяться по величине махра полученного ближайшей родственницей невесты (сестрой, тетей). В ханафитском мазхабе махр должен быть выдан невесте в том, что имеет денежную стоимость. Минимальный размер – десять дирхамов (30,61 г серебра) или эквивалентная стоимость. (Аль-маусуа аль-фикхия, том 39, стр. 161). В соответствии с исламским правом махр выплачивается непосредственно невесте, а не ее родителям. Как женщина имеет право свободного распоряжения принадлежащим ей имуществом, точно так же она имеет полное право свободно распоряжаться полученным махром. Ни в коем случае нельзя думать, что махр, данный женщине во время бракосочетания, представляет собой стоимость покупки женщины. Однако если этот махр вместо невесты возьмет кто-либо из родственников, называя его «калым» или «право матери», то это будет похоже на продажу невесты, что в Исламе запрещено (харам).  Поскольку махр – это личное право женщины, выходящей замуж, то, как было сказано выше, если она соответствует всем условиям дееспособности, она может по своему усмотрению распоряжаться махром. Поэтому, если она захочет, то может передать это право своему мужу до получения махра или после получения, а также может передать это право своей матери, отцу или кому-либо из родственников. Однако это распоряжение имуществом должно осуществляться не под давлением, а по доброй воле.

Рассмотрим обязанности мужа:

1. Обращаться с женой как с равной, в мягкой манере и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Имеется много хадисов на эту тему: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам». Терпеливо выносить обиду, которую доставила ему жена, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Ведь может случиться и так, что гнев охватит и женщину и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа, давая ему понять, что сердится. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера. Муж не должен обращаться к жене в приказном порядке, по шариату жена не обязана заниматься домашней работой, и может требовать от мужа денежную компенсацию за работу, которую она ведет по хозяйству, в том числе и за воспитание ребенка.

2. Шутливо относиться к жене, смешить ее, когда это необходимо, обходиться ласково, чтобы ее сердце наполнялось радостью, чтобы все это происходило в рамках дозволенного, чтобы его авторитет не падал в ее глазах.

3. Перед женитьбой молодой человек должен заранее подумать, где он будет жить со своей женой. Место проживания жены должно быть одинаковым по условиям с проживанием мужа, т.е. необходимо обеспечить ей, на разумных условиях, возможность уединения, комфорт и независимость. Поэтому муж должен по возможности предоставить ей свою отдельную комнату в доме.

4. Муж обязан расходовать (выплачивать нафак) на женщину, которая отдала себя ему в жены. Он должен обеспечить жену пищей (халяль), одеждой, достаточной для данного сезона, покрывать расходы во время родов (все это из халяльно заработанных средств). Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств и скупости.

Имеется хадис на эту тему: «Если мужчина расходует на свою семью средства, не ропща на их утрату, то это засчитывается ему как милостыня». Жена имеет полную финансовую независимость и имеет право расходовать свои деньги на нужные, благородные цели. Муж не должен переступать границы в отношении имущество супруги. Деньги жены – это ее собственность, она имеет право тратить их, дарить в качестве подарка, отдавать в качестве пожертвований, выплачивать из них долги, отдавать свое право на часть денег, например, если кто-то одолжил у нее деньги или наследство, кому она пожелает, будь то родственник или не родственник. Муж не имеет права возражать против этого, если она является взрослой и зрелой. Ее муж не имеет права тратить ее богатство, если только она не разрешит ему это. Аллах сказал (перевод смысла): «Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4:4).  Если жена строптивая и непослушная, отказывает мужу в наслаждении без причины, выходит из дома без его разрешения, не имея религиозных обстоятельств, в этом случае снимается с мужа обязанность расходовать на нее.

5. Муж обязан обучить жену тому, что она обязана знать по религии (не вынуждать искать ответ у кого либо помимо мужа если муж знает эти вопросы), или обеспечить ей того, кто научит ее, или разрешить ей ходить в те места, где она может получить необходимые знания, если она еще не обладает ими. Это обязанность, которую глава семьи должен взять на себя в покорность повелению Аллаха: “О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого будут люди и камни” (ат-Тахрим, 66:6). В его обязанности входит сделать так, чтобы она совершала намаз, держала пост в месяц рамазан и т.п., так как Аллах повелел ему это в Коране. Смысл этого аята заключается в следующем: «Вели твоему семейству молиться в назначенное время. Ведь молитва – самая сильная связь с Аллахом. И сам усердно совершай молитву полностью». (20:132)

6. Муж обязан служить жене в исполнении ее нужд за пределами дома. Поскольку она постоянно остается дома, (муж) должен исполнять ее нужды в том, что находится за пределами дома.

7. Если мужчина взял более чем одну жену, он должен относиться к ним всем одинаково и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или своей заботы об их потребностях. В Хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен уделит внимание одной больше, чем другой, то в Судный день он воскреснет кривобоким».

8. Если жена непослушная, он обязан ее воспитывать, объяснить ей что она должна по шариату, и что Аллах повелел ей. Если и тогда не слушается, то он может отделить ее от постели. После этих мер ему разрешено бить свою жену, но не сильно и нельзя бить ее по лицу. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут повиноваться вам, то не обижайте их» (сура Ан-Ниса, 4:34).

Если жена или дочери будут разгуливать по улицам раскрытыми (без платка, в коротких юбках, в блузках с короткими рукавами, голыми ногами, в просвечивающей или плотно облегающей одежде, мужской одежде), то муж, отец и другие опекуны мужского пола должны уяснить себе и постоянно помнить, что за эти грехи им придётся отвечать вместе со своими женщинами.

9. После того как жена покорится, муж не должен спорить с ней, отдаляться от нее и огорчать ее.

10. Не удаляться от нее сразу после полового сближения без ее согласия. Для того, чтобы достичь максимального удовлетворения обоим партнерам, ему не разрешается делать что-то со своей стороны, что может препятствовать ее удовлетворению. Если он не удовлетворяет свою жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней и это может послужить причиной для ссор и разлада между ними. Помимо того муж будет отвечать за это перед Аллахом. Он должен уважать ее чувства, проявлять к ней доброту и уважение. Разъясняя достаточность (кратность) при супружеской близости, некоторые ученые считают: «После совершения одной половой связи за одну встречу, будет считаться, что мужчина исполнил свой супружеский долг перед женой».

11. Беречь ее от всего запретного, быть готовым заступиться за нее, где положено по шариату. Муж поступит мудро, если сделает вид, что не замечает упущения, недостатки жены, не ведущие к греху. Если она совершает действия, или говорит слова, которые ведут к греху, то муж обязан остановить её и разъяснить суть дела в доброжелательной форме.

12. Ни в коем случае не унижать жену ни словом, ни делом, не унижать ее родственников, не насмехаться над ними. Мусульманин предпочитает не ставить свою жену в неловкое положение перед людьми, если он хочет высказать ей свое порицание, сделать замечание по поводу ее поведения или исправить какую-нибудь ошибку, а старается найти для этого подходящее место и время.

13. Проявлять к ней уважение. Если не любит ее, то не угнетать, не мучить, не демонстрировать к ней свое отвращение или внушать ей чувство неуверенности, но проявлять терпение: В Хадисе Пророка (мир ему и благословения Аллаха) говорится: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей женщине. Если вам не нравится какое-либо ее поведение, то довольствуйтесь другими ее качествами».

Этикет и правила интимной жизни мужа и жены:
Прежде всего, следует отметить, что после каждого полового сближения нужно омывать половые органы. Один из ученых сказал, что если мужчина не подмоется после сближения с женой и у него вследствие этого появятся конкременты (т.е. камни в органах), то пусть винит только себя. Если супруги повторяют половой акт, то им желательно совершить хотя бы малое омовение, как перед намазом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас захочет повторить половой акт, то ему лучше совершить малое омовение между двумя сближениями» (Муслим, Абу Дауд). По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) омовение перед половым сближением увеличивает сексуальную активность. Но еще лучше будет после каждой половой близости супругам принять полное омовение, так как это тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка. Если супруги, у которых нарушилось полное омовение в процессе интимных отношений, желают поесть или поспать, то им следует совершить хотя бы малое омовение. Следует отметить, что принятие пищи без полного омовения является нежелательным поступком. Во время акта близости супругам желательно прикрывать друг от друга интимные места.
Полное омовение (гусль) необходимо совершать при следующих обстоятельствах: 1. После полового акта, независимо от того, было выделение или нет. 2. Женщинам после завершения менструации и родового очищения. 3. При поллюции (т.е. когда во сне происходит семяизвержение). 4. При выделении спермы. Следует воздержаться от купания холодной водой сразу после полового сближения. Муж не имеет право сознательно извергать свое семя куда-либо, кроме влагалища жены без ее разрешения. Здесь же мы хотим отметить, что мужчина может воздерживаться от семяизвержения во влагалище при согласии обоих супругов. Однако целесообразнее этого не делать, так как это отрицательно сказывается на пополнении мусульманской общины. А ее пополнение является одной из целей бракосочетания. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женитесь на плодовитых женщинах для того, чтобы я испытывал гордость перед другими пророками вашей многочисленностью». В предании также говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы можете производить семяизвержение в сторону, только каждый, кто должен быть создан до Судного дня, все равно будет созданным». Другой причиной нежелательности этого является то, что мужчина, совершая семяизвержение не во влагалище, может оставить женщину неудовлетворенной. Со своей супругой муж может сблизиться, используя различные позы и приемы без ограничения, но с одним известным условием – исключить анальное соитие. Аллах Всевышний сказал в Коране: Смысл аята можно передать следующим образом: «Ваши жены – нива для вас, где вы выращиваете посев вашего потомства. Ходите на вашу ниву, как пожелаете: используя позу стоя, сидя, лежа, на боку, сзади» (2:223. Тафсир аль-Джалалайн).

Обоим супругам не полагается обсуждать лично семейные дела с другими. Интимные отношения супругов – это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать. Всегда найдутся люди, получающие удовольствие от сплетен о наших бедах или же страшно завидующие нашим удачам и успехам. Поэтому гораздо лучше держать семейные дела и тайны в стенах своего дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  говорил:

«В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял ее секрет» (Муслим).

Также одной из основных тем  семейной жизни является развод. Мужчине нужно быть бдительным к своим словам, особенно во время гнева или ссоры. Развод (Таляк) означает прекращение Никаха, в результате чего связь между мужем и женой окончательно обрывается и становится Харамом. Развод может давать только муж, как с прямыми, явными фразами, такими как «Я развел тебя»,  либо «Я даю тебе Таляк (развод) и др» , так и косвенными фразами, однако в таком случае требуется, чтобы  у мужчины было соответствующее намерение, то есть желание развестись. Например, такие выражения как: «Ты свободна» (с намерением развестись), «Иди к родителям» (с намерением развестись) и др. Мужчина имеет право на три Таляка, т.е. сказав трижды своей жене «Я развел тебя»  связь между ними окончательно обрывается и становятся Харамом. Но если муж сказал один, либо два раза  Таляк — «Я развел тебя», то он в течение 3-х ее менструальных циклов может вернуть ее со словами «Я возвращаю тебя», либо «Мы вмести «. Нужно иметь ввиду — в разводе нет шуток, в шутку сказанный Таляк действителен!

Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) обратился к мужчинам и сказал: »Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их». В другом хадисе говорится: »Всегда обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть, и если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым,  поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!». Как мы видим этот и другие хадисы Благородного Пророка (мир ему и благословения Аллаха) начинаются и заканчиваются словами: «всегда обходитесь с женами хорошо». На что же это указывает? Внимание которое Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) уделял женщинам было столь велико, что Он подчеркнул необходимость хорошего отношения к ним даже во время своей прощальной проповеди с которой Он обратился к людям, совершая прощальное паломничество, при том, что в этой проповеди Он говорил лишь самое важное из того, что должен был сказать мусульманам, поскольку чувствовал, что встреча с ними является последней.

Если супруги будут знать свои права и правильно воспользуются ими, то Аллах подарит им красивую жизнь, и, будучи вместе они будут жить в счастье на этом и на том свете.

В Коране сказано. Смысл: «Искренне верующим, совершающим добрые деяния в этой  жизни, будь то мужчины или женщины, МЫ даруем благодатную, прекрасную жизнь, и они будут довольны и терпеливы к невзгодам жизни и признательны Аллаху за ЕГО милость. А в будущей жизни МЫ воздадим им прекрасной, двойной наградой за их деяния в этой жизни!»

Литература: Классическое исламское семейное право

 

Местная мусульманская религиозная организация «Мадина»

муниципального р-на Калининского р-на г. Уфы РБ ЦДУМ России.

Наши телефоны:   8 (347) 239-06-05   8-917-4000-133   

8-917-3666-133.

Наш сайт: мечеть-мадина.рф